logo
Хоровая пьеса Р. Щедрина "Я убит подо Ржевом"

Историко-стилистический анализ

"Вы должны были, братья,

Устоять, как стена…"

(А. Твардовский)

В истории Второй Мировой Войны не было более грандиозного и более масштабного сражения, чем Ржевская битва:

было задействовано около десяти миллионов войск с обеих сторон,

охватываемая территория - восемь областей,

длительность боев - 17 месяцев,

В битвах за Ржев участвовало больше войск, чем под Москвой и Сталинградом. В боях было задействовано 5 фронтов, более армий и корпусов. В сражениях принимало участие невиданное количество танков - более полутораста тысяч. Войсками Красной Армии руководили выдающиеся впоследствии полководцы: маршалы Сталин, Жуков, Конев, Василевский, Соколовский. По стратегической значимости для обеих воюющих сторон эта битва была ключевой.

Когда в декабре 1941 г. фашисты оставляли Москву, Гитлер отдал приказ: "Цепляться за каждый населённый пункт, не отступать ни на шаг, обороняться до последнего солдата, до последней гранаты…". Выполняя его, немцы, отступив от Москвы до линии Ржев - Гжатск (ныне Гагарин) - Вязьма, "зацепились" за Ржев. Немецкое радио беспрестанно повторяло: "Отдать Ржев - это открыть дорогу на Берлин". Слова эти действовали на фашистов с той же силой, как на наших священное "За нами - Москва".

"Ржевский выступ" составлял 160 км в глубину и 200 км по фронту. Он угрожающе нависал на наши северо-западные позиции всего лишь в 150-ти километрах от Москвы. Предпольем Ржевского плацдарма были Московская, Калининская, Новгородская, Псковская, Смоленская, Брянская, Калужская и Тульская области. На подступах к столице оставалась одна из крупнейших фашистских группировок - группа армий "Центр".

Войска Калининского и Западного фронтов должны были окружить и разгромить её, не допустив переброски на юг. При этом они не только не обладали необходимым для наступления превосходством над противником, но и уступали ему в людях, артиллерии, танках, самолетах…

Казалось, от удара под Москвой германские войска совершенно обессилены, но им удавалось держать прочнейшую оборону. Называя Ржев "ключом к Москве", немцы сражались остервенело. Четыре крупные стратегические наступательные операции советских войск так и не достигли цели. 15 месяцев советские солдаты бились за Ржев и почти ничего не смогли сделать, пока немцы не отступили сами.

Советские солдаты превосходили своим мужеством немецкую стойкость, но проигрывали во всём остальном. Немцы держали оборону по сухим, возвышавшимся местам. Советские - под огнём врага грудью ползли из болот. В болотах гибли целые дивизии. Живыми и невредимыми оставался только каждый десятый.

"Ржевской мясорубкой" сохранилось в солдатской памяти это страшное побоище. Горечь войны особенно дорога тем, кто прошёл через неё.

Бывший командир взвода 1028 артполка П.А. Михин в своём очерке "Наступали и умирали" писал: "Мы бились за каждую немецкую траншею, расстояние между которыми было 100-200 метров, а то и на бросок гранаты. Траншеи переходили из рук в руки по нескольку раз в день. Часто полтраншеи занимали немцы, а другую половину мы. Сколько "долин смерти", "рощ смерти", "болот смерти" мы нарекли и оставили после себя! Но все же метрами продвигались вперёд…". Михин П.А. Наступали и умирали // Ржевская битва. Сражение за Полунино. - Тверь, 2001. - С. 151-153.

хоровая пьеса щедрин звуковедение

"Неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома, да крохотный бугорок", - вспоминал писатель Илья Эренбург в книге "Люди, годы, жизнь". Эренбург И. Люди, годы, жизнь. - М., 1990. - С. 241.

Бои подо Ржевом шли параллельно со Сталинградской битвой, поэтому их часто сравнивают. Но Сталинград защищали советские войска, а Ржев - немецкие, которые не сдали позиций даже при самых активных действиях Красной Армии. Битва на Волге длилась 200 дней и ночей, Ржевская - долгих 17 месяцев (!). Сталинград освободили советские войска, из Ржева немцы отступили сами.

Битву на Ржевском плацдарме считают самой трагической, самой кровопролитной и неудачной из всех проведённых операций Красной Армией. Её неуспех породил замалчивание в советское время и осуждение в настоящее: победителей нет, явных успехов - тоже, потери бессмысленны.

Ржевская битва привела к огромным потерям в людях и технике, но подобных примеров в истории войн множество. Как ни печально признать, не будь этой кровавой школы неудач, едва ли были бы возможны грядущие успехи наших полководцев под Сталинградом, Курском и вплоть до Берлина. Здесь, на Ржевской земле, советские воины преподали урок героизма всему человечеству. Пусть битва была проиграна, но они сдержали крупные силы врага, закрыли дорогу к сердцу страны и не дали ему возможность перебросить дополнительные войска под Сталинград…

Ржев был оставлен немцами 3 марта 1943 г. Уходя из него, Гитлер приказал взорвать мост через Волгу. Этим взрывом-символом завершился для него Ржевский "плацдарм". Семнадцатимесячная оккупация города-фронта закончилась страшной картиной: сплошные развалины, изуродованные трупы горожан. Ржевская земля была буквально выжжена артиллерийским огнём, изранена снарядами, раздавлена танками.

О страшных боях напоминают 42 братские могилы.

Они навсегда останутся в памяти народа во многом и благодаря сочинениям А.Т. Твардовского и Р.К. Щедрина.

Стихотворение "Я убит подо Ржевом…" русским поэтом и писателем Александром Трифоновичем Твардовским (1910-1971) было написано сразу после Войны, в 1946 г., и посвящено Первой Ржевско-Сычёвской операции в августе 1942 г. Это монолог бойца, павшего за свободу Родины. Это собирательный образ всего поколения, оставшегося на полях сражений, честно выполнившего свой долг до конца.

Людям хотелось жить и любить, растить хлеб и детей, но пришла суровая година войны, и они встали живым щитом и не дрогнули. Они ушли - только мертвыми.

Герой Твардовского знает, что от него не осталось даже могилы, куда могла бы прийти его мать, но он растворён в той жизни, что струится вокруг - в земле, в воздухе, где работа людей, где течёт речка… Он пытается угадать, что происходит в мире живых, и единственное его стремление, "вера, ненависть, страсть" - это жажда победы и дальнейшего процветания жизни. Его завещание живым: быть счастливыми, служить Отчизне, беречь её, помня о погибших. Он знает, что погиб не зря.

У стихотворения есть реальный герой - Владимир Петрович Бросалов. Его матери прислали похоронку, но позже выяснилось, что сын жив и находится в госпитале им.Н. Н. Бурденко. Этот госпиталь посещал А. Твардовский. Однажды мать Бросалова показала поэту извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ним. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

Сам Александр Трифонович знал о войне не понаслышке, прошёл трудными её дорогами многие сотни километров, поэтому его правдивые стихи полны веры в неизбежную победу русского духа Среди сочинений А.Т. Твардовского о Великой Отечественной Войне: поэма «Василий Тёркин», «Баллада о товарище», «В пилотке мальчик босоногий», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Мы на свете мало жили…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Жестокая память», проза «Родина и чужбина" и др. .

В своей заметке о стихах он писал: "Они продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу… Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе - так приблизительно можно определить эту мысль и чувства…". Твардовский А. Статьи и заметки о литературе. - М., 1972. - С. 207-208.

На стихотворение Твардовского сочинено много песен Авторы: В. Мигуля, Вл. Азязов, И. Карпов, М. Палочкин, А. Иванов и др. , но поистине талантливо передать его боль и надежду смог современный русский композитор Родион Константинович Щедрин (р. 1932), включивший в свой цикл "Четырёх хоров для смешанного хора без сопровождения".

В цикл вошли стихотворения, написанные Твардовским в разные годы: "Как дорог друг" (1943), "Прошла война" (1945), "Я убит подо Ржевом" (1946), "В тот день, когда окончилась война" (1948, хор "К Вам, павшие"). Цикл имеет посвящение: "Памяти брата Олега, не пришедшего с войны".

События войны предстают и в форме прямого изображения, и через индивидуальное отношение к ней народа: сурово много повидавшего солдата (№ 1, пролог цикла); матери, скорбно поникшей от горечи утраты (№ 2, песня-ариозо); пламенного юноши, сражённого в битве (№ 3, трагедийная кульминация); живых людей, преисполненных благодарной памяти и печали (№ 4, реквием-хорал).

Щедрин как талантливый композитор и сын своей земли, сопричастный ко всему, что на ней происходит, воплотил в своей хоровой музыке мужественную, суровую и мудрую красоту и силу лирики Твардовского, с огромной глубиной запечатлел героическое испытание народа.

Щедрин - ищущий новатор, удивительно интересная личность, со своим оригинальным творческим почерком. Он относится к тем художникам, которые трактуют миниатюру как произведение, способное вместить глубокие чувства и богатство мировосприятия человека. Одна из главных заслуг композитора в том, что он поднял хоровую пьесу "на высоту самых серьёзных обобщений, считавшихся ранее недоступными данному виду творчества". Паисов Ю. Хор в творчестве Р. Щедрина. - М., 1992. - С. 15.

В хоровой музыке Р. Щедрина можно выявить 4 основные группы сюжетных тем: жанрово-бытовую, философско-психологическую (эпическую), гражданскую (патриотическую), сатирическую. Внутри жанрово-бытового уровня выделяются пьесы, посвящённые образу женщины. Эта группа хоров отличается пластичностью мелодики, особенно близкой народной песенности, сугубо лирическим характером, широким вокальным дыханием. Она рисует целую вереницу женских образов - печальных, радостных, любящих, скорбящих, страдающих и стойких («Стирала женщина бельё», «Первый лёд», «Ива, ивушка» и др.). Ко второй группе относятся хоры «Русские деревни», «Песня вечерняя», «Пора, мой друг, пора», «В тот год осенняя погода», «Мои богини», «Блажен, кто смолоду». Лирико-патриотическая ветвь представлена «Четырьмя хорами на стихи А. Твардовского», сатирическая - пьесами «Вот по Тверской» и «Теперь у нас дороги".

Отбираемые Щедриным поэтические тексты - это взволнованные повествования, в которых эмоциональная наполненность сочетается со сдержанностью выражения и мудрой немногословностью. Круг поэтов представлен именами А. Пушкина, А. Твардовского, А. Вознесенского, писателей - Н. Лескова, Л. Толстого, на стихи которых написаны целые циклы, а также малоизвестными И. Хабарова и И. Ляпина (единичные хоры).

Главное, он в очередной раз затронул вечную и неразрешимую проблему жизни и смерти. Центральный номер цикла "Я убит подо Ржевом" звучит как предупреждение всем последующим поколениям, что остановить кровавую бойню сложнее, чем не допустить её. И чтобы решиться на трудную задачу музыкального воплощения столь необычного текста, нужна была большая творческая смелость Щедрина.