Музыкально-теоретический анализ
Щедрин использовал не весь текст стихотворения: из его 42 строф он отобрал 5 (№ 1,8,37,40,42) У композитора А. Пирумова Хор с таким же названием, на ст. Твардовского, открывает «Реквием». В нём текст стихотворения использован полностью. и распределил в III-частную репризную музыкальную форму. Строй гомофонно-гармонический. Хор написан в жанре похоронного марша.
I часть открывается вступлением - соло Баса ff, Recitando a piacere (декламируя, рассказывая по желанию, ритмически свободно). Широкие скачки и чередование дуолей и триолей в совокупности с "жестким" текстом образуют эмоциональную тему - монолог. Гомофонно-гармоническое изложение в умеренном темпе может связана с образом статики и покоя, как, например в хоре Щедрина "Тиха украинская ночь". Темп части и всего произведения Sostenuto marciale (сдержанный марш, четверть=64-66). Речитатив солиста состоит из четырех фраз, начинаясь яркой динамики и постепенным его убавлением с каждой фразой до динамики p. Так же нужно отметить что каждая фраза имеет нисходящее движение, что ярко характеризует состояние и выражает интонацию погибающего солдата.
Вступительная часть хора. Исполняется только мужским составом в динамике pp. В плане стилевых нюансов, используемые Щедриным в хоре нужно отметить несколько, особенно характерных для его творчества. В первую очередь это "щедринский тритон", уместно используемый в крайних частях и индивидуально окрашивающих ладоинтонационный строй его музыки.
Далее возникают две контрастных мелодических линии мужского хора и солиста, образующие полифоническое развитие-диалог. Основная тема мужского хора построена на коротких фразах, "вращается" в небольшом диапазоне. В её ритмике и характере вокального произношения слов (тихого и отрывистого) неторопливый маршевый шаг символизирует зловещую поступь войны. Тема солиста - в восходящем движении, "широкого дыхания". Кульминацией части являются его слова "воины, где вы, кто остался живой?".
II часть - кульминация всего произведения. Образ убитого в безымянном болоте бойца перерастает в собирательный образ "воина-брата", передающего живым своё духовное завещание. Символизируя объединение с голосами других павших бойцов, он становится олицетворением Совести людей, остающихся перед убитыми в вечном неоплатном долгу. Солирующая партия поручена партии теноров, получает стремительное динамическое развитие (от mf через poco a poco cresc. до ff) тем самым подготавливая и подводя к центральной части - кульминации всего произведения. Начало второй части так же исполняется мужским составом хора. Здесь так же доминируют мужские голоса, поскольку рассказ ведется о фронтовых событиях. Непоследовательно подключаются женские голоса (сначала сопрано, затем альты) в виде подголосков вплетаемых в тему, а за тем в кульминации сливаются с хором в ритмически-синхронном произнесении распеваемых слов. В контексте хора слово "брат" получает гражданственно-патриотический смысл и значение, которое вложил в него композитор в своём посвящении цикла. Не случайно интонирование "брат", "братья" составляет яркую вершину произведения в мощном звучании хора tutti ff, с применением sf. Спадая, она переходит в горестное оплакивание погибших (dim. - p).
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить. (40 строфа)
И беречь ее свято,
Братья, счастье своё -
В память воина-брата,
Что погиб за неё. (42 строфа)
III часть повторяет 1 и 8 строфы стихотворения и звучит как эхо кульминации-завещанию, поэтому изложена очень тихо (pp-ppp-pppp). Композитор словно боится нарушить покой оставшихся в "долинах" и "рощах смерти" убиенных солдат.
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налёте. (1 строфа)
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев, наконец? (8 строфа)