logo
Хоровая пьеса Р. Щедрина "Я убит подо Ржевом"

Исполнительский анализ

Как известно дирижер (по средствам дирижирования) способен показать и тембр голоса: дирижирование в верхней позиции ассоциируется с более светлим, легким звукоизвлечением, а показы в средней и нижней позиции предполагает пение прикрытым, более темным звуком. Выразительность дирижирования в первую очередь передают пальцы дирижера, они должны быть чувствительными и цепкими.

Не менее важно дирижерское воплощение: осанка, мимика, голова, ноги. Все эти части тела подчиняются общему замыслу, несут в себе информацию. В данном произведении важна эмоциональность дирижера, которая в то же время подчиняется его разуму.

В произведении большой динамический диапазон. Поиск этих оттенков в руке следует начинать исходя из содержания произведения. Фортиссимо в 16 такте и эта же динамика в момент кульминации в 27 цифре значительно отличаются друг от друга. Если в первом случае оно звучит драматично, то во втором торжественно и феерично. Простейший способ отображения в жесте силы - большая или меньшая величина удара, которая зависит в свою очередь от величины и энергии размаха (чем значительней размах, чем больше высота, с которой падает рука, тем сильнее удар). Поэтому громкость в дирижировании передается при помощи увеличения или уменьшения вертикали тактирования и замаха к доле.

Успешность исполнения произведения будет зависить от правильного распределения энергии и эмоций. Начало произведения дирижируется в относительно спокойном состоянии. Далее все развитие должно быть подчинено подготовке кульминации уже в средней части. Длительная подготовка этого момента происходит за счет внутреннего накала, а только после внешнего его выражения.

В своей партитуре "Я убит подо Ржевом…" Щедрин намеренно не закрепил за личностью рассказчика какой-либо один вокальный тембр. Тема последовательно вкладывается в уста солистов Басов, затем Теноров, мужской группы хора, наконец, всего хора tutti. Такой приём подчёркивает стремление композитора создать многоликий портрет воина-повествователя. Выразительно использован и женский хор, сначала подключаемый во II ч. в подголоске без текста (на гласную "а"), а затем подхватывающий пение ключевых фраз стихотворения. В III ч. он звучит закрытым ртом.

Так образуются три контрастных пласта:

1) солирующие мужские голоса, поочерёдно выступающие от имени героя, охватывают середину вокально-хорового диапазона;

2) мужской хор, подчёркнуто сухо излагающий главную тему в приглушённом регистре (иногда она переходит на роль сопровождающего фона), составляет фундамент партитуры;

3) женские голоса (подголоски и тема с выразительными интонациями плача) - образуют её верхнюю часть. Лишь в кульминации все голоса сливаются, объединяясь ритмом, фактурой, образной функцией. Она отличается внедрением новых гармоний и интонаций.