logo
Хоровое творчество И.С. Баха

1.2 Единство мира баховских образов. Хорал и полифоничность

Вокальное и инструментальное начала в творческом представлении И.С. Баха тесно слиты и почти едины в своих выразительных возможностях. Вся вокальная музыка И.С. Баха (за исключением мотетов и простых строгих хоралов) должна рассматриваться как вокально-инструментальная. В этом выражалось единство образной системы И.С. Баха - для него не существовало водораздела отделяющего «мирское» от «духовного». Обе стороны в его мире жили в нерасторжимом единстве, как во внутренней душевной жизни человека, так и в окружающей его действительности (например, в образе Христа он видел не отвлеченный, а глубоко человечный идеал). Этой особенностью. В дополнение с многозначностью музыки Баха, объясняется множество самозаимствованний в его музыке.

Происходит это следующим образом: берется законченная часть произведения (иногда цельное произведение) и переставляется, немного подправленное, в другое. Заимствования могут быть из светского произведения в духовное, из духовного в духовное, из светского в светское. Бывают переносы части инструментальных циклов в инструментальном же варианте, но в новом контексте. Но более удивительно, если из инструментального сочинения иногда возникает хор или ария в духовной кантате.

Говоря о хорале, следует отметить, что в хоровом искусстве И.С. Баха протестантский хорал сыграл основополагающую роль. Из него так же исходят национальные черты в его творчестве.

Хорал, как духовная песня немецкой протестантской общины, впитав разнородные влияния в течении полутора веков и синтезировав их, основывался на специфике немецкой песни. Хоралу свойственна разделенность его на мелодические фразы, соответствующие отрезкам текста (его строфам), завершающиеся ферматой.

В хорах И.С. Бах использовал хорал конструктивно и семантически: в «натуральном» четырехголосном изложении; как cantus firmus развитой композиции; как сгусток тематизма хоровой фуги. Хорал используется Бахом как одна из главных драматургических единиц в общей драматургии целого. В ней он в основном играет роль объективно-эпического начала.

Говоря о полифоничности И.С. Бах, следует отметить, что композитор полифоничен в самом широком смысле. Он мыслит структурно-полифонически и в форме и в драматургии. В построении формы существенны: повторы на близких и дальних расстояниях, аналогии по сходству и по контрасту, вариантность изложения, радиальная симметрия. Это целая сложная система перекрестных связей, параллелизмов, соответсвий, вызывающая многообразный строй ассоциаций. В драматургии полифоничность проявляется в отношении выразительных сил в крупном масштабе. Это проявляется одновременным развертыванием эпической, драматической и лирической линий с их сближениями, перекрещиваниями и расхождениями. В этом моменте полифоничность тесным образом связывается с композиционными особенностями проиведениями И.С. Баха. Пересечения и сопряжения разных драматических линий создают несколько кульминаций и узлов произведения, что говорит о многоцентренности композиции.

Итак, делая вывод, прежде всего, стоит сказать, что на творчество И.С. Баха оказали влияние исторические события предшествующие его эпохе. Творчество композитора впитало весь опят предшествующих мастеров немецкой музыки. В его работах четко прослеживаются идеи мученичества и образа Спасителя мира, что позволяет определить основную черту его творчества - «религиозный рационализм». Кроме этого, композитор в своем творчестве соединил сакральный канон и автономную систему музыкальных норм. И.С. Бах обогатил традиционные жанры. Например, полифонию он обогащает тонально-гармоническими факторами, что в свою очередь отразилось и на фактуре хоров. Хорал занимает ведущее место в творчестве И.С. Баха. Основой хоралов стала И.С. Баха обработанная немецкая песня. В текстах композитор заострял внимание на контрастных образах. И драматургию, и форму И. С. Баха можно охарактеризовать, как структурно-полифоническую. Основным принципом драматургии можно определить принцип единовременного контраста. Для композитора стало важным наличие главной, общей художественной задачи в хоровых произведениях. В целом, и вокальное творчество, и инструментальное творчество едины в своих выразительных возможностях.