logo
Хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии

I. Введение

Кабардино-Балкария богата замечательными композиторами. Это Джабраил Хаупа, Тамара Блаева, Хажбекир Хавпачев, Аслан Дауров, Мухадин Балов, Хасан Карданов, Николай Османов, Владимир Молов, Николай Пахомов, Аслан Казанов, Юрий Бицуев и другие.

Большое место в их творчестве отведено вокальному, хоровому жанру. Это песни, обработки подлинно - народных кабардинских и балкарских песен, оригинальные хоровые сочинения.

И это не случайно. Песня - душа кабардинского и балкарского народа, без неё нельзя представить культуру республики. И эти песенные традиции дошли до нашего времени из глубины веков.

Перед тем, как перейти к разбору хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии необходимо сделать небольшой экскурс в историю и рассказать о возникновении, развитии, становлении народного песенного творчества Кабардино-Балкарии, о характерных особенностях её национальной музыки, как в целом, так и в частности, вокальной, песенной, хоровой музыки.

Она настолько ярка и самобытна по своему национальному колориту, что её трудно спутать с песнями других народов. И именно, зная природу своей национальной музыки, её характерную мелодику, своеобразные созвучия, ладовую и ритмическую основу, современные композиторы Кабардино - Балкарии талантливо делают обработки народных песен и сочиняют свою собственную музыку для хора, используя современные приемы хорового письма.

Безусловно, на этническую культуру кабардинцев и балкарцев оказывала влияние культура соседних народов, и прежде всего русская. Усилению взаимообмена и взаимопонимания в области культуры между русскими и горским народами способствовали русские станицы и укрепления, которые появились здесь в ходе Кавказской войны. Значительные изменения претерпела традиционная культура кабардинцев и балкарцев после революции 1917 года. В сфере художественной самодеятельности появлялось множество хоровых коллективов, кружков, в репертуар которых вошли песни, прославившие новый быт, новую жизнь, воспитывающие нового человека с советской ментальностью, для которого интересы государства должны стоять выше сознания своей этнокультурной и этносоциальной принадлежности.

С конца 20 - х годов происходило формирование кабардинской и балкарской музыкальной культуры. На первом этапе становления активное участие принимали российские специалисты, широко использовавшие в своих сочинениях народные темы, и адаптировавшие их для профессионального классического исполнения. Российские специалисты оказывали помощь в организации музыкальных школ, государственной филармонии, Кабардино-Балкарского государственного хора, в подготовке национальных специалистов - профессионалов с классическим музыкальным образованием. В 50 - 80-е годы ХХ века кабардино-балкарская культура развивалась довольно интенсивно. В области профессионального музыкального искусства значимым событием явилось открытие Кабардинской студии в Ленинградской консерватории имени Римского - Корсакова, выпускники которой внесли весомый вклад в развитие культуры Кабардино - Балкарии.

В развитии музыкальной культуры 50 - 80-х годов приоритетными были нетрадиционные для этнической культуры формы - опера, симфоническая музыка, балет и т.д. Они развивались более интенсивно по сравнению с традиционными формами, хотя, надо сказать не оказали на этническую музыкальную культуру большого влияния. Более заметен был обратный процесс: в профессиональной музыкальной культуре широко использовался мелос. Появились национальные балеты, оперы, музыкальные спектакли.

хоровое творчество кабардинский балкарский

Осуществляли активную творческую деятельность самодеятельные музыкальные коллективы, народные ансамбли песни и танца, народные певцы и музыканты. Проводилась определенная работа по сохранению и развитию народного инструментария. Вместе с тем постепенно утрачивалась культура адыгского народного пения и музицирования. Адыгская народная песня стала звучать только в сценическом, обработанном варианте, адаптированном к современному вокальному исполнительству. Адыгские народные песни все реже стали звучать по радио и телевидению, уступая место эстрадным образцам на национальном языке. Адыгскую свадьбу трудно было представить без вокального сопровождения, где в ряде случаев оно играло ведущую роль, но в 1990-е годы песенная традиция практически полностью исчезла даже из обрядов свадебного цикла.