3.1 Оперы
Опера «Кавказский пленник»
Как уже говорилось ранее, первая опера Кюи «Кавказский пленник» была сочинена в 1857-1858 гг, а переработана автором в 1881-1882-м. Либретто написал В. Крылова по одноименной поэме А. Пушкина. Премьера состоялась в Петербурге, Мариинском театре, 4 февраля 1883 г, под управлением Э. Направника.
19 октября 1858 года в личной жизни Кюи произошла важная перемена - в этот день он женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, дочери врача, дочери врача которого незадолго до этого переехала в Петербург. Знакомство состоялось в доме Даргомыжского, у которого она брала уроки пения. Малвина обладала хорошим голосом и мечтала петь на императорской сцене. Кюи нравились ее музыкальность, способность к «яркой декламации». Наряду с произведениями Глинки, Даргомыжского и др. композиторов Мальвина разучивала отдельные номера из оперы «Кавказский пленник», что доставляло молодому человеку большое удовольствие.
Несмотря на пылкую страсть, захватившую Цезаря и подарившую ему много радостных дней, он не изменил ни в чем своему обычному благоразумию, так свойственному ему с самых первых лет жизни в Петербурге. Венчание было скромным, жилье подыскали быстро, но обдуманно.
Опера «Сын мандарина»
Закончив работу над двухактным «Кавказским пленником», Кюи задумал небольшую комическую оперу «Сын мандарина» в одном действии на модный тогда китайский сюжет. Эту постановку Кюи посвятил своей жене. Либретто написал Крылов. На профессиональной сцене эта комическая опера была поставлена только в 1878 году в Петербургском клубе художников и на длительное время стала одним из самых репертуарных сценических произведений Кюи.
В исполнении оперы использовалась арфа в мужской и женской партии, придавая музыке необходимый восточный колорит стилизованный, а не подлинный. Кстати, по настоятельному совету Балакирева.
Опера «Вильям Ратклиф», 1869 г
В 1861 году Кюи принялся за сочинение новой оперы «Вильям Ратклиф» на сюжет раннего Генриха Гейне, ставшей этапным событием не только для Цезаря Антоновича, но и для всей «Новой русской музыкальной школы». Либретто написал В. Крылов.
«Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влиянием характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод Плещеева (красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку)», - писал Кюи о выборе сюжета. Семь лет композитор писал эту оперу. Замысел и принципы драматургии становятся понятны взгляды Кюи и Могучей кучки на оперное искусство вообще. Мусоргский писал Кюи: «Ратклиф» не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах, рос, окреп и теперь в люди выходит на наших же глазах, и ни разу не изменил нашим ожиданиям. Как же не любить такое милое и хорошее существо».
Однако в истории русского оперного искусства эта опера не заняла предсказываемого ей место. Правда, для своего времени многие черты были новаторскими: стремление к правдивой передаче душевных переживаний, конкретности в обрисовке некоторых бытовых сцен, ариозно-декламационная манера речи. Премьера состоялась в Петербурге, Мариинском театре, 14 февраля 1869 г., под управлением Э. Направника, которая успешно прошла.
Опера «Анджело», 1876 г
После постановки «Вильяма Ратклифа» на Мариинской сцене Кюи сразу начал искать сюжет для своей новой оперы. По совету, Стасова Цезарь Антонович остановился на «Анджело», драме Виктора Гюго, с творчеством которого познакомился в Вильно.
Драма В. Гюго привлекла накалом страстей, огромным напряжением, драматических ситуаций. Либретто написал поэт и драматург В.П. Буренина.
Сюжет оперы, в четырех действиях, давал возможность композитору раскрыть в музыке извечные вопросы бытия: любовь и ненависть, верность и предательство, жестокость и доброту. События оперы связаны с борьбой угнетённого народа за свободу и независимость против тирана Анджело.
И 1 февраля 1876 года состоялась премьера в бенефис известного тогда русского певца И. А. Мельникова. Артисты и композитор многократно вызывались на сцену, тепло приветствуемые публикой.
- Введение
- 1. Детские и юношеские годы Ц. А. Кюи. Первое знакомство с музыкой
- 2. Зарождение «Могучей кучки»
- 3.1 Оперы
- 3.2 Знакомство с Ференцем Листом
- 3.3 Признание за рубежом. Опера «Флибустьер», 1894 г, Париж
- 3.4 Камерная музыка в творчестве композитора. Романсы
- 4. Кюи-писатель-критик
- 5. Детская тема в творчестве Ц. А. Кюи
- 6. Последние годы композитора
- Цезарь Антонович Кюи
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- Русская музыка второй половины х1х в. (Глинка, п. Чайковский, композиторы «Могучей кучки»).
- «Могучая кучка». История создания.
- 2.1. «Могучая кучка»
- 20.Эстетик а Могучей кучки.
- 44. «Могучая кучка»
- 2. Красивый музыкальный стих вызывает звуки, будит вдохновение; при одном чтении такого стиха у композитора часто рождаются соответствующие мелодии.