Введение
Особое место в духовной жизни Православной церкви занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва -- неотделимы. Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство.
Певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством. Сохранившиеся от XI - XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые напевы, записанные греческими знаками, назывались знаменными. Их отличительная черта -- связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность древнерусского пения - спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на тексте.
До сих пор не вполне разрешены вопросы, связанные с расшифровкой древней крюковой нотации. Она указывала направление голосоведения, а формой его был речитатив с протяжным произнесением гласных звуков, в которых передавалось внутреннее состояние переживаний человека от высокого вдохновения и духовного веселия, до скорбных мотивов покаяния, но никогда не отчаяния. Даже плач о грехах, который выступает как одна из высоких степеней внутреннего духовного совершенства это всегда печаль светлая, печаль, исполненная надежды.
- Введение
- 1. Максим Созонтович Березовский особенности творчества композитора
- 1.1 Оперный солист М.С. Березовский
- 1.2 Биография М.С. Березовского
- 1.3 Обучение в Италии
- 1.4 Экзамен в Болонскую академию
- 1.5 Возвращение на родину
- 1.6 Трагическая любовь
- 1.7 «Не отвержи мене во время старости…»
- 2. Дмитрий Степанович Бортнянский особенности творчества композитора
- 2.1 Обучение в Санкт - Петербурге
- 2.2 Жизнь в Италии
- 2.3 Возвращение в Россию
- 3. Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь
- 3.1 Класс на уровне академии
- 3.2 Религиозные взгляды Веделя
- 3.3 Произведения А.Веделя
- 4. Церковная музыка XVIII
- Заключение