1.2 Биография М.С. Березовского
Что же касается его жизни, то свидетельств осталось крайне мало. По старым, вполне установившимся сведениям, которые, впрочем, широко приводятся в биографиях композитора, написанных в XIX столетии, родился Березовский 16 октября 1745 года в городе Глухове -- тогдашнем центре Украины. Кто были его родители -- остается загадкой, но говорили, что происходил он из незажиточной казацкой семьи.
К.Г. Разумовский, имевший у себя именитую певческую капеллу, взял мальчика к себе. Он же и определил его в 1758 году в петербургский хор мальчиков. Березовскому исполнилось тогда 14 лет.
Обучаясь у придворного капельмейстера Франческо Цопписа, Максим с чрезвычайным усердием осваивает итальянскую музыкальную систему. Пятнадцатилетний сочинитель пишет ряд хоровых концертов, которые сразу же завоевывают не только признание специалистов и светской публики, но и самую широкую популярность.
Молодой композитор предстает перед нами и как актер-трагик, участвующий в пышно поставленных на сцене ораниенбаумского придворного театра операх. Роли были трагические: погибает индийский царь Пор в борьбе с Александром Македонским, уходит из жизни Иркан, князь Скифский, любовник Тамиры. Иркан-Березовский произносил в опере благородную клятву: «Умру, но умру не без мести, а враг мой со мною умрет». Именно произносил, потому что в то время в спектаклях пелись лишь отдельные арии, тогда как остальной текст проговаривался.
Любопытны сюжеты музыкальных спектаклей той эпохи. В «Узнанной Семирамиде» шесть персонажей: четыре мужчины и две женщины. Однако исполняли все остальные мужские роли женщины, итальянские певицы. Лишь брата Семирамиды играл специально приглашенный из Италии солист. Кстати, в обеих операх Максим Березовский был единственным русским актером.
Можно утверждать: Максим Созонтович Березовский, снискавший себе позднее славу как композитор, был одновременно известным, можно сказать, крупнейшим актером музыкального театра в самый начальный период зарождения в России оперного жанра.Только репутация исключительно одаренного человека спасла служебное положение музыканта после свержения императора Петра III, ко двору которого он был приближен. Очевидно, недоброжелательность к сторонникам покойного супруга со стороны Екатерины II не коснулась Березовского, хотя по восшествии на престол новой монархини его дальнейшая судьба первое время казалась неопределенной. Однако он был принят и обласкан.
- Введение
- 1. Максим Созонтович Березовский особенности творчества композитора
- 1.1 Оперный солист М.С. Березовский
- 1.2 Биография М.С. Березовского
- 1.3 Обучение в Италии
- 1.4 Экзамен в Болонскую академию
- 1.5 Возвращение на родину
- 1.6 Трагическая любовь
- 1.7 «Не отвержи мене во время старости…»
- 2. Дмитрий Степанович Бортнянский особенности творчества композитора
- 2.1 Обучение в Санкт - Петербурге
- 2.2 Жизнь в Италии
- 2.3 Возвращение в Россию
- 3. Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь
- 3.1 Класс на уровне академии
- 3.2 Религиозные взгляды Веделя
- 3.3 Произведения А.Веделя
- 4. Церковная музыка XVIII
- Заключение
- Богослужебное пение
- 1 Вопрос Григорианское пение
- 9. Церковное Пение и Иконопись.
- Церковное пение.
- Церковное пение. Иконопись.
- Псалмодическое пение
- Церковный раскол: полемика по вопросам культового пения, исчезновение монодии в пользу многоголосного пения в церкви.
- 16.11. Любителям церковного пения
- Строчное пение
- Церковное пение