logo
Ведущие трубачи джаза

2.3 Творчество Майлза Дэвиса

Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра. Его нонет, записавший альбом «Рождение кула» в 1949--1950 годах являлся воплощением лиризма и сдержанности кул-джаза. Он оказал значительнейшее влияние на развитие музыки XX века. Дейвис стоял у истоков множества стилей и направлений в джазе, таких как модальный джаз (modal jazz), прохладный джаз (cool jazz) и фьюжн (fusion). Около 50 лет работы Дейвиса определили звучание джаза для трёх поколений слушателей. Записи Дейвиса позволяют проследить развитие современного джаза от бибопа конца сороковых до современных экспериментальных направлений. В отличие от многих других джазменов, Дейвис никогда не был ограничен каким-то одним джазовым стилем. Отмечая широту интересов и многогранность его таланта, Дюк Эллингтон сравнивал Дейвиса с Пикассо.

Начал играть на трубе в 13 лет. Намеревался стать академическим исполнителем, однако довольно быстро добился признания как джазмен, выступая с ансамблями Сонни Стита и Кларка Терри. В 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, посещал джем-сейшнз на 52-й улице. В ноябре этого же года вошел в квинтет Чарли Паркера, записав "Nows The Time и Billies Bounce". Не обладая виртуозной техникой, Майлс Дейвис постепенно вырабатывал собственное звучание -- длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы. По мнению критика Андре Одэра: «Дейвис придал музыке Паркера интимный характер».

В конце 1945 года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера, но работа в биг-бэнде ему не понравилась и поэтому он через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнерами стали Сонни Роллинз, Джон Льюис и Макс Роуч. В 1948 собрал нонет, который вошел в историю джаза как Capitol Band -- первый ансамбль так называемого «прохладного джаза». Состав нонета был для того времени достаточно оригинален -- труба, тромбон, валторна, туба, альт- и баритон-саксофон, фортепиано, контрабас, ударные. Термин «кул» впервые появился на пластинке Дейвиса The Birth Of The Cool (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигена, Джона Льюиса, Джила Эванса и Джона Каризи.

К сожалению, карьера Дейвиса была неровной, в 1950-е гг. он увлекся наркотиками и после записей 1950-51 гг. с составом Metronome All Stars не появлялся на сцене 4 года. Только в 1955 он собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн, Рэд Гарленд, Пол Чемберс, Фили Джо Джонс (иногда присоединялся Кэннонбол Эддерли). Во второй половине 1950-х гг. Дейвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue,1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» -- Miles Ahead (1957), Porgy And Bess (1958), Sketches Of Spain (1959).

В 1960-е гг. Дейвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов -- Уэйна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса, триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза -- Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P.(1965), Miles Smiles (1967) и другие.

Новый виток популярности возник в конце 1960-х гг., когда Дейвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки (продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в свою группу молодых исполнителей -- Джо Завинула, Джона МакЛафлина, Чика Кориа, Дэйва Холленда, Ленни Уайта, Билли Кобэма, Стива Гроссмана, Аирто Морейру. С ними он записал ряд джаз-роковых альбомов -- Filles De Kilimanjaro (1968), In A Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970). В 1970-е гг. Дейвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу, после чего стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дейвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление легких, автокатастрофа и повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией -- все это привело к сильной депрессии, и после 1975 он не появлялся на сцене 6 лет. О выздоровлении и возвращении возвестил альбом The Man With A Horn (1981). В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) -- Джон Скофилд, Кенни Гаррет, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг и другие. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu (1986). Майк Зверин назвал его «звуковой дорожкой десятилетия». Дейвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991. Самые популярные темы Дейвиса -- Tutu, All Blues, Tune Up, Bitches brew, Seven Steps To Heaven, Solar, Milestones, So What.

Среди его главных достижений: создание оригинального стиля игры на трубе, который впервые проявился в записях, сделанных Дейвисом с Чарли Паркером в середине 1940-х годов и который оказал влияние на огромное количество трубачей, играющих в стиле бибоп и кул (прохладный джаз). Майлс Дейвис стоял у истоков таких направлений в джазе, как фьюжн и джаз-рок.

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что каждый из рассмотренных нами исполнителей, внёс огромный вклад в развитие и становления музыки джаза.

Искусство джаза - великое явление нашего времени - выявило множество выдающихся музыкантов, расширивших возможности духовых инструментов, - главным образом в регистровом, техническом, ритмическом и даже выразительном отношениях.

Так, например, фирменное звучание Бадди Болдена, и его революционный вклад в создание нового стиля. Благодаря его труду и творчеству многие другие музыканты желали подражать ему. Он побудил многих к творчеству, и завоевал огромное признание не только в кругах чёрного населения, но и среди белых. Так же, не меньший вклад в развитие и становление исполнительской игры внёс Фредди Кеппард. Он обладал богатым и мощным звуком, брал на трубе очень высокие и очень низкие ноты, которые не могли взять другие исполнители. Кеппард придумал много новых исполнительских приемов, которые стараются научиться и современные музыканты.

Луи Армстронг - изобрел новый стиль игры, придумал совместные импровизации, объединил блюзовое звучание с американскими народными песнями, что дало толчок к новым музыкальным направлениям и стилям. Одно из его новшеств -- это свинг, который считается основной чертой джаза. Он научил мир свинговать и показал, что джаз является искусством

Диззи Гиллеспи значительно усложнил ритмическую структуру, благодаря чему музыка джаза стала ещё наиболее интересной в своём звучании. А так же, Диззи Гиллеспи открыл миру целую плеяду композиторов и аранжировщиков путём своего творчества.

Трубач Майлз Дэвис - среди его главных достижений: создание оригинального стиля игры на трубе. Он настолько разносторонне относился к своему музыкальному творчеству, что был многогранен в своих стилях. Это, конечно же, в свою очередь, оказало влияние и на других музыкантов его времени и. благодаря всему этому, музыка джаза в исполнительстве стала ещё более разнообразной и привлекательной.

Джазовое искусство, как пролетевшая комета, оставит след на долгие времена, бесконечно модифицируя формы популярного жанра музыкального искусства.

Список использованных источников

1. Занько А.Г. История белорусского и мирового эстрадного и джазового исполнительства: учеб.пособие/ А.Г.Занько. - Минск: Современные Знания, 2008 - 172 с.

2. Marquis D. In Search of Buddy Bolden, First Man of Jazz. Louisiana Press, 1978, p. 111.

3. Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. -- Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.110 -- 111.

4. Gleason R. Celebrating The Duke. New York, 1976, p. 52.

5. Shapiro N., Hentоff N. Hear me Talkin to Ya, p. 209.

6. Bowman R. «The Question of Improvisation and Head Arrangement in King Olivers Creole Jazz Band». Toronto, 1982. Диссертация.

7. Шапиро Н. Творцы джаза; пер.с англ. Ю. Т. Верменича. -- Новосибирск: Сиб.унив. издательство, 2005, с.355 -- 372.

8. Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. -- М.: Издательство Прессверк, 2001.

9. Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. -- Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24.

10. «Chicago Defender», Dec. I, 1928.

11. Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу…История джаза, рассказанная людьми, которые её создавали.-- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006.

12. Амири Барака (ЛеРой Джонс) Журнал "Америка". МАЙЛЗ ДЭВИС - ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ ДЖАЗА

13. Nick Catalano, Clifford Brown: The Life and Art of the Legendary Jazz Trumpeter (Oxford University Press, 2001)

14. МАЙЛС ДЭВИС «АВТОБИОГРАФИЯ» при участии Куинси Троупа Ультра. Культура-Екатеринбург. София-Москва.2005