logo
Виталий Семенович Ходош "Времена года" (I часть цикла "Весна")

1.1 В.С. Ходош. Особенности творчества

После окончания Ходошом вуза, композитор обрел подлинную творческую зрелость, сложился весьма устойчивый и в то же время постоянно расширяющийся круг его художественных влечений, определилось индивидуальное композиторское "Я", которое сказалось не только в его собственных поисках и открытиях, но и в выборе тех или иных традиций.

Ходошу оказалось ближе прокофьевское начало, с присущей ему гармоничностью эмоционального строя, светлым оптимистическим мироощущением, объективностью образов. Классической проясненностью драматургии и стиля, театральной характеристичностью.

Есть композиторы, для которых каждое новое сочинение представляет собой продолжение и развитие предшествующих образно-тематических и стилевых исканий. Есть и другие, которым свойственны постоянные переключения, от жанра к жанру, от одной художественной задачи к другой, творческий путь их полон неожиданностей. К такого типа художникам можно отнести и Виталия Ходоша, современного композитора, творчество которого и по сей день широко используется в хоровой исполнительской практике.

Прежде всего обращает на себя внимание разнообразие жанров, к которым тяготеет композитор: симфония и оперетта, инструментальный концерт и детская вокальная миниатюра, опера и хоровой цикл, фортепианное трио и песня. Не менее обширна и образная амплитуда его музыки. Свободно и непринужденно сочетается в ней простое и сложное, серьезное и смешное, лирика и эксцентрика, героика и буффонада. Причем почти одновременно из-под пера композитора выходят сочинения в жанровом и тематическом плане, крайне непохожие друг на друга. Так вслед за детской оперой "Золотой ключик" по мотивам сказки А. Толстого Ходош пишет Concerto grosso - по жанру и стилю, структурным закономерностям воссоздающее европейские староклассические формы, приемы письма. В том же году он создает хоровой цикл "Пять стихотворений Марины Цветаевой" - произведение очень русское по своим национальным истокам. Подобные контрасты обнаруживаются и в последующие годы. Рядом с камерной симфонией - образцом лирико-драматического симфонизма оказывается остросатирический вокальный цикл "Кунсткамера" на слова Ф. Кривина, а вслед за опереттой с чертами мюзикла "Сеанс черной магии" по комедии Л. Толстого "Плоды просвещения" появляется возвышенно-лирическая, подчас окрашенная в трагические тона камерная кантата для хора "Что ты, сердце мое, расходилося" на стихи Н. Некрасова.

Подобную разноликость нельзя объяснить лишь свойственной молодости нетерпеливостью, желанием охватить все и вся, или намерением, пройдя через многое и разное, найти индивидуальное "Я". Скорее напротив - эта многоплановость, широта интересов и является ярким выражением устойчивой творческой позиции композитора особого типа художественного мышления, для которого характерно стремление отразить жизнь в самых разнообразных ее проявлениях, испытать радость творческого перевоплощения. Наконец, - и это, пожалуй, главное, - за внешней пестротой кроются существенные для метода Ходоша, объединяющие самые разные его сочинения принципы.

Один из них состоит в стремлении установить живой, непосредственный контакт между музыкой и ее потенциальным слушателем, а отсюда тяготение к точной очерченности, ясной обозначенности как отдельных образов, так и всей концепции в целом. С этим тесно связана еще одна характерная для сочинений Ходоша особенность - яркая театральность. Она проявляется в особой характеристичности тематизма, его богатой зримой ассоциативности, связи с речью, движением, пластикой, в жанровой конкретности, в резких контрастах, внезапных, образных переключениях.

Другая особенность творческого подчерка Ходоша - в склонности к классической стройности, ясности драматургии, четкости конструктивного решения. В подобном сочетании театральной зримости и классической гармоничности всего строя музыки Ходоша и проявляется, прежде всего, ее живая связь с прокофьевской традицией.

Одно из ведущих мест в творчестве Ходоша занимают произведения для хора a cappella. Здесь он проявляет присущую ему широту интересов, как в выборе поэтических первоисточников, так и в жанровом решении сочинений.

Русская поэзия XVIII века, произведения Н. Некрасова, советская поэтическая классика (С. Есенин, М. Цветаева, С. Маршак), стихи современного донского поэта Д. Долинского, французская народная поэзия XVII века, Беранже, стихи английских народных песен - все это становится материалом для создания самых разнообразных в жанровом отношении произведений, среди которых можно встретить пейзажную зарисовку и шуточную, игровую миниатюру, батальную картину и сатирический портрет, массовую народно-жанровую сцену и детскую считалку. Но при внимательном взгляде на его хоровые сочинения можно обнаружить, что в образном, стилевом, драматургическом плане их многое объединяет.