logo
Вокальная школа Варламова

1.1 Детство и юность

Александр Егорович Варламов родился в Москве 15 ноября (по старому стилю) 1801 года. Семья его была небогата и скромна по своему общественному положению.

О детских годах А.Е. Варламова, проведенных в семье, известно не многое. Его яркая музыкальная одаренность проявилась рано. Услышав однажды игру на скрипке, мальчик страстно захотел научиться играть на ней и настойчиво просил отца купить инструмент. Когда его просьба была исполнена, он овладел скрипкой самоучкой, не зная нот, и больше всего любил подбирать по слуху народные песни. Горячая любовь к русской песне впоследствии стала определяющей чертой всего творческого пути композитора. В детстве выявились и незаурядные вокальные данные Варламова - его красивый, высокий и звонкий голос покорял слушателей.

Однажды один из приятелей отца услышал игру Варламова, узнал о его пристрастии и пению и посоветовал устроить мальчика в петербургскую Придворную певческую капеллу. Родители приняли совет, и в девять лет Варламов был отправлен в Петербург, где 14 февраля 1811 года его зачислили, как тогда называли, малолетним певчим в капеллу.

Придворная певческая капелла была старейшим, превосходным хоровым коллективом, с которым связаны имена выдающихся музыкантов М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского. Пост директора капеллы с 1796 года занимал Д.С. Бортнянский - композитор большого и яркого дарования, который когда-то сам, как и Варламов, начинал путь музыканта малолетним певчим придворного хора. В жизни Варламова Бортнянский сыграл значительную роль.

Знакомство с директором капеллы произошло неожиданно. «Однажды, когда он (Варламов), по обыкновению, играл одну из известных ему песен, а товарищи осыпали его остротами, вдруг заметил он, что его гонители присмирели и кто-то подошел к нему тихонько. Он обернулся - то был директор капеллы, знаменитый Бортнянский…» [2, c. 10]

Много лет спустя, в предисловии к своей «Школе пения» композитор называет Бортнянского своим знаменитым учителем.

В капелле Варламов делал большие успехи. Благодаря красивому голосу он был выдвинут в солисты хора. Также за время обучения он самостоятельно овладел игрой на фортепиано, гитаре, а затем на виолончели. Уже в детские годы у композитора проявляется большая музыкальная чуткость и тонкое понимание художественного замысла произведения.

В шестнадцать лет Варламова из детского хора переводят в хор взрослых. Почти одновременно музыкант получил самый первый, самый младший чин по службе, был переведен, как сказано в аттестатах в четырнадцатый класс. Стоит отметить, что скромным чиновником четырнадцатого класса композитор остался до конца жизни, не имея в дальнейшем повышений.

Хористом капеллы Варламов был до 1818 года, пока не наступила мутация голоса.

13 сентября 1819 года он был переведен на службу заграницу, в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны. Варламов получает назначение на место учителя певчих в русской посольской церкви в Гааге. Он отлично справлялся со своими обязанностями, о чем свидетельствует выданный ему аттестат, содержащий высокую оценку музыкальных знаний и педагогического искусства. Восемнадцатилетний учитель пения попадает на чужбину, где перед ним открывается мир новых и разнообразных впечатлений.

Варламов бывал и в столице Бельгии - Брюсселе - шумном, оживленном городе, который иногда называли «маленьким Парижем»; бывал он и в Суздейке, Лакене, который славится прекраснейшим королевским парком и панорамой, открывющейся с холма Тоннер на Брюссель.

Свободные от работы часы Варламов с радостью отдавал прогулкам по окрестностям. Он узнавал обычаи и нравы страны, жизнь неутомимых тружеников моря.

Романтика далеких стран сплелась с романтикой глубокого сердечного увлечения: в Голландии Варламов встретил Анну Пахомовну Шматкову, ставшую вскоре, в 1824 году, его женой. Она была дочерью камердинера, служившего, как и сам музыкант, при дворе великой княгини.

В Голландии музыкант не замыкался в кругу соотечественников, ему нравились французы живостью своего характера, и он быстро овладел французским разговорным языком. Поездка заграницу дала Варламову много новых музыкальных впечатлений, значительно расширила его кругозор. Он часто посещал оперный театр и нередко присутствовал на репетициях спектаклей. Но французская музыка мало привлекала Варламова, лишь иногда он обращал внимание на оригинальные мелодические обороты. Зато жизнерадостная, искрящаяся музыка «Севильского цирюльника» Россини, новой в то время оперы, вызвала восторженное одобрение музыканта, присутствовавшего на премьере.

Живя заграницей, Варламов проявляет большой интерес к вокальному искусству, сценическому мастерству артистов. Он слушает пение знаменитых Боргондио и Каталани, в Гааге лично знакомиться с Кокюрио, Фаже, а в Брюсселе - с Дабровилем и Мишле. Изучая манеру пения иностранных певцов, прислушиваясь к их суждениям о вокале, Варламов нередко сравнивал их с артистами-соотечественниками.

Заграницей начались первые самостоятельные концертные выступления музыканта: два раза он участвовал в публичных концертах как певец и как гитарист.

Выступление в качестве певца состоялось, к концу пребывания в Голландии, когда после мутации восстановился голос Варламова. Он пел арию из новой комической оперы Буальдье «Красная Шапочка», незадолго до того поставленной в Париже, и очень понравился публике.

В другом концерте Варламов выступил как гитарист, сыграв вариации Роде. Это выступление в Брюсселе прошло с большим успехом, потому что на следующий день в газетах было помещено выражение общей благодарности молодому артисту.

Особенно же значительным является признание самого Варламова, что в Голландии он «нарочито учился теории музыки». Юноша, несомненно, рассказывал об этом подробнее в письмах к Бортнянскому.

Жизнь на чужбине дала Варламову много новых впечатлений, обогащала запас знаний, но самым дорогим оставалось русское искусство. О нем он часто думает, вспоминая далекую родную землю.