Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

курсовая работа

2.3 Методические рекомендации к использованию материала курсовой работы.

Творчество И.С. Баха, как одно из величайших композиторов эпохи Барокко довольно часто предлагается к изучению в программе по предмету «Музыка». Отдельные произведения и биография композитора изучаются школьниками в 5, 6, 7, 8 классах.

Тема курсовой работы тесно связана с духовной музыкой, с духовным миром человека. Рассмотрев программу «Музыка» автора Б.М. Фильдс для 5-8 классов, мы нашли применение материалов курсовой работы в 6 классе.

Тема 6 класса - это «Музыка и духовный мир человека». Хорал «Heilig, heilig, heilig» И.С. Баха раскрывает духовные чувства, верующего человека, славящего Бога. При прослушивании этого произведения следует поставить перед учениками задачу определить средства музыкальной выразительности, которыми композитор передает молитвенное состояние.

Изучив программу Лобовой О.В., мы так же нашли возможность применить достижения нашей работы. В 4 классе ученики на уроках «Музыки» знакомятся с темой «Песни святых храмов». Как с образцом протестанткой культуры, можно детей познакомить с хоралом «Heilig, heilig, heilig» И.С. Баха. Можно также сравнить протестантский хорал «Heilig, heilig, heilig» И.С. Баха и похожим произведением православной церкви «Свят, свят, свят», поющееся на Литургии - службе православных. Ученики выясняют при прослушивании, одинаков ли образ произведений, сравнивают средства музыкальной выразительности.

В некоторых школах действует программа «Искусство» для 5-8 класса авторов Н. Миропольской и А. Масол. В 7-м классе изучаются темы, посвященные Барокко, жанры Барокко. Для исполнения учениками предлагается «Утренняя молитва» И.С.Баха. Хорал, анализируемый нами в курсовой работе можно использовать как произведения для прослушивания перед изучением песни. При этом следует дать детям задание - сравнить молитвенные образы в этих двух произведениях.

Интересны будут дополнительные уроки с использование материала курсовой работы. Например, можно организовать урок, посвященный творчеству И.С. Баха под названием «Путешествие в эпоху Барокко». Там ученики познакомятся не только с основными принципами эпохи Барокко, творчеством композитора, а и с отдельными произведениями, включая хорал «Heilig, heilig, heilig».

В классах, где ученики изучают немецкий язык, можно с учителем немецкого совместно организовать урок, посвященный творчеству И.С. Баха. На этом уроке ученики познакомятся с биографией композитора на немецком языке, выучат новые музыкальные понятия (violin, cembalo, clavier, chorale и др.), прослушают произведения композитора.

Достигнув вершин в творчестве И.С. Баха, хорал как жанр прочно укоренился в музыкальной культуре. Влияя почти на все жанры профессионального искусства, хорал предопределил важную сторону музыкального стиля барокко.

Как мы видим, в творчестве И.С. Баха хорал обрел свои жанровые особенности. Известно, что хорал в своих истоках восходит к народной песне. Композитор помещает мелодию в верхний голос сопрано. Оригинальные темы композитора более сложны и изысканы, чем хоральные напевы, взятые Бахом из церковного обихода. Следует отметить отсутствие указаний темпа и динамики у композитора. Аккордово-гармонический склад в своей основе полифоничен. Характерной особенностью баховской хоральной фактуры является туттийная звучность. Используется композитором также силлабический принцип вокализации текста, при котором на один слог приходится один звук. Важным является использование И.С.Бахом излюбленной формы - двухчастной концентрической.

При подробном анализе хорала «Heilig, heilig, heilig» мы проследили особенности воплощения текста, формы, средств музыкальной выразительности и пришли к последующим выводам.

Литературно-поэтический текст преобразован композитором к запросам музыкальной формы, к которой тяготеет И.С. Бах - от трехчастной к двухчастной! Так же анализ музыкальных особенностей хорала говорит об дроблении строф композитором. Такие изменения часто происходят с каноническими религиозными текстами в духовно-музыкальных произведениях. Сопровождающие основную мелодию голоса имеют свободную мелодическую линию и ритмическую сторону. Гармония хорала изыскана, в чем конечно заслуга гения И.С. Баха.

Результат работы можно применить в курсе «Музыка», «Искусство». Ценными выводы работы стали б при изучении особенностей духовной музыки Барокко, знакомством с творчеством И.С. Баха.

Делись добром ;)