logo
Выразительные приемы и их роль в дирижерской практике

1.2 Виды жестов

Дирижер пользуется большим количеством жестов, прототипом которых являются движения, дополняющие ситуативную речь и почерпнутые из жизненной практики. Так, например, жестом мы часто поясняем то, что недостаточно полно выражено словами, показываем форму или величину какого-либо предмета, указываем направление, объясняем содержание совершившегося действия и т.д. Количество подобных средств выразительности безгранично. И. А. Мусин в своей работе «Техника дирижирования» предлагает к рассмотрению следующие виды жестов. Широко известен «пригласительный» или «предлагающий» жест (терминология жестов намечена условно). Выполняется обычно таким движением руки слегка в сторону от себя, с одновременным раскрытием и поворачиванием вверх ладони, жестом предлагаем кому-нибудь сесть или взять что-либо. Жест этот имеет большое применение к фразировке, как средство показа мелодической вершины.

«Зовущий» жест наиболее распространен в жизненной практике. Он выполняется всей рукой или только кистью и пальцами, с обращенной вверх ладонью. В дирижировании им пользуются обычно, когда нужно выделить какой-то отдельный голос из других и обращают его непосредственно к данному исполнителю. Производится он левой рукой.

«Указывающий» жест. Перед тем как показать правой рукой особенно важный оттенок или вступление, дирижер за одну-две доли может указательным жестом левой руки, направленным в сторону какого-либо исполнителя, дать понять, что особый оттенок должен быть выполнен именно им. Этот жест действен, когда следует непосредственно за «отстраняющим» или «убирающим» жестами.

«Отстраняющий» жест, являющийся антитезой «призывающего». Приподнятая кисть с раскрытой ладонью производит отстраняющий жест от себя. Ладонь повернута в сторону исполнителей. Применяется для понижения динамики, убирания на второй план какой-либо группы исполнителей. Выполняется левой рукой.

Аналогичное значение имеет «отказывающий» жест. Он как бы повторяет движение головы, которое применяем, отрицая что-либо. Раскрытая и обращенная к исполнителю ладонь левой руки делает несколько колебательных движений. Этот жест, как и предыдущий, служит средством уменьшения звучности, отодвигая группы голосов на второй план.

Жест «внимание!», когда дирижер поднимает левую руку с указательным пальцем, обращенным вверх.

Жест «просьба» похож на жест «приглашения». Здесь также кисть должна быть раскрыта и обращена ладонью вверх, но по сравнению с жестом «приглашения» чуть более опущена. Жест «приглашения» обычно бывает краток. Жест «просьбы» может продолжаться более длительное время, пока не окажет нужного действия на оркестр. Чаще всего им пользуются для усиления выразительности звука, динамики исполнения, увеличения экспрессии. Этот жест подчеркивает действие правой руки.

Жест «напряженности», «цепкости». В нем пальцы собраны в горсть и несколько напряжены. Применяются для выражения большой концентрированности звука, усиливает действие правой руки. Применяется он, если нужно постепенно усилить звучность: левая рука с кистью, повернутой ладонью вверх постепенно поднимается.

Жесты, вызывающие представления о «весе» и «пространстве». В дирижировании они имеют большое выразительное значение. Мрак, тяжесть, подавленность с одной стороны, свет, легкость, радость -- с другой. Таковы взаимосвязи некоторых наших чувств, обусловленные психикой и ощущением закономерностей окружающей нас действительности.

Эти ассоциации имеют непосредственное отношение и к дирижированию. Перенося руки в различные плоскости тактирования, придавая ей большую или меньшую весомость (скажем, используя всю руку или только кисть), дирижер может одной и той же музыкальной фразе придать разный характер, то есть передать исполнителям свое понимание музыки.