logo
Духовые оркестры в России: история и современность

III. МУЗЫКА ДЛЯ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Духовой оркестр страдает от нехватки произведений, написанных специально для него известными композиторами. Основные произведения заимствованы из симфонической литературы и играются в переложениях. Репертуар духовых оркестров состоит главным образом из военных маршей; для концертных выступлений он пополняется популярной симфонической музыкой - попурри, различными характерными или программными пьесами.

Н. А. Римский - Корсаков - преподавал и учился в консерватории, занимался дирижерской деятельностью, руководил духовыми оркестрами. Он получил те знания, которых ему недоставало долгие годы, поэтому он подверг переработке все свои ранние произведения [14].

Вот что было написано в музыкальной летописи по поводу явно нравившихся композитору нововведений, сделанных им в оркестровке оперы "Псковитянка": "Инструментована она была на натуральные валторны и трубы. Теперь это были действительно натуральные инструменты, а не прежние никуда не годные партии каковые были в моих старых писаниях. Тем не менее изысканная гармония и модуляции "Псковитянки" в сущности требовали медных инструментов хроматических, и я, искусно вывертываясь из затруднений, представляемых натуральными инструментами, все таки нанес ущерб звучности и естественности оркестровки моей оперы, музыка которой, задуманная первоначально без расчета на натуральные валторны и трубы, не ложилась на них естественным образом. Во всем прочем в инструментовке был шаг вперед: струнные играли много и с разнообразными штрихами, а forte было звучно там, где не мешали мне натуральные медные инструменты". [12]

В 1880 году летом в деревне Стелёво Римский-Корсаков сочинял оперу "Снегурочка". Записывая на природе напевы кукушки, соловья, снегиря, даже крики петуха, он поручал эти мотивы в опере деревянным духовым.

В "Снегурочке" встречаются интересные трактовки тембров духовых, связанные с лейтмотивами. Например, в первом действии холодность Снегурочки выражается ведением ее темы флейтой, а в конце оперы, когда девушка впервые испытывает чувство любви, тембр той же мелодии меняется на теплый скрипичный. А в III действии есть аккорд, связанный с проказами Лешего: четыре валторны и тарелки.