logo
Жанры русского музыкального фольклора

1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда

Свадебный обряд имеет подробно и строго разработанную композицию. Последовательность совершаемых в его процессе действий подчиняется особым законам драматургии, выработанным народным художественным опытом на протяжении веков. Не случайно в народе говорят «сыграть свадьбу». Пройдя через все этапы этой впечатляющей игры, объединяющей театральные, музыкальные, хореографические компоненты, включающей разнообразные вещественные атрибуты и предполагающей использование ярких декораций, молодая пара должна была проникнуться важностью происходящего события, укрепиться в сознании о крепости скрепляемого союза.

Согласно национальным религиозным представлениям, ритуальные действа должны были привлечь на защиту молодоженов светлые силы и отпугнуть нечистых духов. Поэтому каждая обрядовая сцена, каждая песня имеет определенный образный и сакральный смысл.

Поначалу все выразительные средства направлены на воплощение идеи отчуждения, отторжения невесты от отчего дома, от родителей и близкого окружения. Поэтому первая половина свадьбы наполнена песнями печального характера, чередующимися с причитаниями невесты.

Этот печальный ритуал имел еще один важный обрядовый смысл: он был спаян с охранительной магией, со стремлением ввести в заблуждение нечистую силу, заставить ее поверить в нежелание невесты выходить замуж. «Не поплачешь у стола - поплачешь у столба!». То есть, недостаточное выражение горя на свадьбе может привести к неурядицам в семейной жизни.

Охранительные действия на свадьбе проявлялись и в других деталях. В южнорусских селах, например, не полагалось невесте надевать бусы, сережки (чтобы сердце не щемило и голова не болела), подпоясываться (чтобы не было бесплодия). Рубашку жениху передавали из рук суженой специальные посланники - «рубашники», чтобы не попала она в руки колдуна. Во время мытья невесты в бане также звучали печальные песни подруг и причитания.

К скорбным моментам свадьбы принадлежат также песни, обращенные к невесте-сироте, и причитания просватанной девушки на могиле усопшего родителя.

К охранительной магии относится и обычай, когда невесту, направлявшуюся к венчанию, сначала провозили мимо церкви, чтобы «запутать следы», обмануть «нечистого». На юге России с той же целью молодых везли к венчанию порознь.

Вторая группа обрядовых действий, попадающих на вторую половину свадьбы, после венчания, когда молодые оказываются уже под покровительством светлых сил, служит целям приобщения невесты к роду жениха, соединения двух родов, освящения и скрепления брачного союза. В это время звучат светлые по настроению песни-припевания молодых с радушными благопожеланиями, торжественные величания жениха, невесты, всех гостей, застольные песни свадебного пира.

Эта часть обряда весьма развита в южнорусских местностях, менее разработана на севере и вовсе отсутствует в некоторых традициях Сибири, например, в русских селах на Алтае.

К заключительному разделу свадьбы относится и большинство действий хозяйственного толка, направленных на укрепление материального благосостояния новой семьи: привоз сундука с приданым, обмен подарками.

Организованное и правильное течение обеспечивали специально приглашенные обрядовые чины - дружка, тысяцкий на севере, в карельском Поморье - колдун-«старик» и т.д. В разных местностях России были свои чины.

Все обрядовые свадебные действия на Руси совершались в 3 этапа. Сначала происходила серия предсвадебных ритуалов. Первый из них - сватовство, когда сваты направлялись с предложением к родителям невесты. Тогда же договаривались о дне первого знакомства будущих супругов. Подобные смотрины назывались по-разному: сговор, рукобитье, пропой. После этого, в течение длительного периода невеста готовилась к свадьбе. Накануне свадьбы был обычай мыть невесту в бане.

Следующим утром начинался второй, главный этап - сам свадебный обряд. Подруги одевали невесту к венцу, усаживали ее за стол в красный угол и запевали песни лирического характера.

В это же время жениха снаряжали в путь, тоже со специальными обрядовыми действиями и песнями. Вместе с поезжанами он садился в повозку - «поезд» и направлялся к дому невесту.

После долгих выкупов и торга молодых сажали рядом и величали их особыми песнями. После родительского благословения молодых везли к венцу. После венчания ехали в дом супруга, где их сажали «под Святые», и происходил обряд повивания с особо грустными песнями.

Затем настроение обряда резко менялось. Молодых забрасывали хмелем, желали счастья, благополучия. Садились за столы и весело пировали. Звучали радостные величальные песни.

Далее привозили сундук с приданным и начиналась церемония даров. Веселый пир продолжался со звонкими песнями, плясками. Молодые исполняли танец новобрачных, после чего их отправляли на брачное ложе также со специальными обрядовыми песнями.

Пир же заканчивался намного позже. В завершение звучала прощальная застольная благодарственная песня.

На следующее утро начиналась третья, заключительная часть обряда. Родственники невесты и друзья молодых приходили их «будить». Различные обрядовые действия призваны были показать, сохранила ли в действительности невеста свою честь.

После этого, в течение нескольких дней молодые навещали общих родственников, и свадьба продолжалась от трех дней до недели.