logo
Жанры русского музыкального фольклора

1.6 Поздние танцы

Несколько особое место в русской народной хореографии занимают поздние танцы. Они сложились путем национального переосмысления западноевропейских, в первую очередь английских и французских салонных танцев, первоначально культивировавшихся в дворянских усадьбах.

Русские кадрили весьма разнообразны по хореографической композиции и танцевальным рисункам. Они были распространены почти повсеместно в России, исключая южные ее районы (Курскую, Воронежскую губернии), и в каждой местности имели свои отличительные особенности. Названия свои они получили от названий городов и селений, где их танцуют: «Похвистневская», «Клинская», «Кураповская», «Шуйская» и т.д. Если исходная салонная французская кадриль имела 5-6 постоянных фигур, то русские ее разновидности стали значительно богаче по количеству композиционных решений, а главное - включали в свои фигуры элементы, типичные для русского хоровода и групповой пляски («корзиночка», «звездочка», «воротца», «челнок», «круг» и т.д.). Во многих случаях в кадрили в качестве одного из элементов используется пляска «Барыня», «Камаринская». В поздних разновидностях кадрили звучат частушки. Различаются кадрили и по форме построения: квадратная («угловая», «на четыре стены»), линейная (пара против пары) и круговая (пары располагаются по кругу). Среди песен, используемых в качестве сопровождения к кадрили, такие как «Выйду я на реченьку», «Я на горку шла», «На горе-то калина», «Как вставала я ранехонько». На Русском Севере есть особые «кадрильные» песни, специально для сопровождения этого танца.

Близки по характеру кадрили различные местные формы танца лансье, по происхождению связанного с английским контрдансом. Он появился в России полувеком позже кадрили и известен более всего на Русском Севере и в Сибири. В народе его называют «ланце», «ланцо», «линце», «ланчик». Он состоит чаще из 5 фигур, каждая из которых сопровождается своей мелодией. По характеру напева лансье - танец более строгий, чинный по сравнению с кадрилью.

В XX столетии стали популярными бальные танцы. Они имеют некоторые характерно-национальные особенности в отношении оттенков хореографии. Наиболее же существенно с точки зрения национального своеобразия их музыкальное оформление: они сопровождаются типично русскими танцевальными мелодиями. Например, русская полька, русский краковяк, вальс («вальсок»), «Светит месяц», «коробочка» под мелодию «Коробейники», «Девочка Надя» («Карапет»).

У кубанских и терских (гребенских) казаков под воздействием культур соседних кавказских народов сложились особые местные характерные танцы - «Шамиль» ( с особыми шуточными припевками), терская лезгинка (со своего рода частушками на русском языке).

Таким образом, хореографическая культура русского народа весьма богата и разнообразна. Она включает многочисленные местные формы и разновидности хороводов, игр, плясок, танцев.