logo
Жанры русского музыкального фольклора

1.12 Поэтика и сюжеты русских былин

В словах старин широко используются особые приемы поэтической выразительности - гипербола, преувеличение. Например, богатырь обладает необыкновенной физической силой; богатырский конь способен преодолевать необыкновенные препятствия. Недруги же Руси получают гротескные характеристики.

Противоположна гиперболе по своему образному смыслу литота - нарочитое преуменьшение физических и духовных возможностей отрицательного персонажа. Например, Соловей-разбойник хотя и обладает столь необыкновенной силой голоса, но, побежденный Ильей Муромцем, оказывается в униженном положении, очутившись в кармане осилившего его богатыря.

Северные старины имеют чрезвычайно развернутые сюжеты. В записи их словесные тексты достигают порой пятисот и более строк. Столь широкий масштаб повествования требует использования особых композиционных приемов. Некоторые из них помогают сказителю запомнить слова старины, не перегружая память, и в то же время способствуют усилению образного воздействия на слушателя. Это прежде всего так называемые общие места. Например, из одного текста в другой переходит описание княжеского пира.

Во многих старинах встречаются сходные развернутые описания седлания коня и богатырской скачки, боевых приемов богатыря во время схватки с противником либо с полчищами недругов.

Нередко в эпическом повествовании используются троекратные повторы определенной ситуации с небольшими изменениями и дополнениями по ходу действия, что придает изложению поступательность, напряженность.

Обычно старина открывается характерным поэтическим зачином, а завершается особой концовкой. Определенное настроение повествованию сообщает пейзажный зачин. Применяется также поэтический прием отрицательного образного параллелизма - особого рода сопоставление явлений природы с жизнью и поступками человека.

Широко применяются сказителями выразительные эпитеты, подчеркивая в героях их привлекательные черты. Недруг же наделяется презрительными определениями: «поганый татарин», «собака Камен-царь».

Все поэтические приемы, применяемые сказителями, способствуют живости и образности повествования. Личности героев раскрываются через совершаемые ими поступки. Действие былины развертывается в поступательном движении, динамично.

В поведении богатырей высвечиваются их высокие человеческие достоинства - храбрость, стойкость, благородство. Однако содержание былин значительно многообразнее, чем лишь описание героических подвигов богатырей. Существуют весьма различные по характеру и общему настроению произведения данного эпического жанра.

По содержанию былины подразделяются на две тематические группы. К первой, основной, наиболее представительной и значительной, принадлежат героические былины. В них богатырь выступает как защитник родной земли и поборник справедливости. Эпические герои обороняют Киев, князя и княгиню, жителей города либо от вражеских полчищ, либо от злонамеренных притязаний заезжего силача-удальца.

Главными русскими богатырями, способными противостоять вероломным притязаниям врагов Руси - Калина, Батыги, Кудреванки, Скурлы, Мамая или «неверных орд», оказываются Илья Муромец, часто выступающий совместно с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем.

Главными противниками Киева в былинах называются татары.

Наряду с героическими в русском песенном эпосе большое место занимают новеллистические и волшебно-сказочные былины. Во многих из них действие также происходит в Киеве, однако богатыри решают свои личные жизненные проблемы, уже никаким образом не проявляя особых героических качеств.

Например, Илья Муромец разгадывает хитрости коварной красавицы, заманивающей богатырей с целью заточить их в глубоком погребе, и выпускает на волю незадачливых ухажеров («Три поездки Ильи Муромца»), Алеша Попович пытается во время длительного отъезда Добрыни завладеть его женой («Добрыня и Алеша»).

Кроме новеллистических былин, относящихся по тематике к «Киевскому» - «Владимирову» циклу, существует особая группа эпических произведений данной жанровой разновидности, в которых повествуется о событиях, происходивших в старом Новгороде. В этих напевных сказаниях отображены нравы, социальные отношения, особенности общественной жизни Новгородской вечевой республики.

Некоторые новеллистические былины в своей развлекательно-иронической направленности приближаются к скоморошинам и небылицам.