1.1 Исторические стадии становления музыки
"Высокая музыка пробуждает в нас
память нашего райского устроения.
Мы забыли о рае, а музыка помнит"
В. В. МЕДУШЕВСКИЙ
Музыка, как и всякий другой вид искусства -- театр, живопись, скульптура, поэзия, кино, -- является одной из форм общественного сознания. В отличие от науки, которая систематизирует знания об объективном мире в научных понятиях, искусство отражает существующую действительность в художественных образах. Специфика музыки -- отображение жизненных явлений в звуковых художественных образах, способствующих эмоциональному постижению мира.
Музыка -- этот древнейший вид искусства -- издавна играет в обществе весьма существенную идейную, культурно-воспитательную и организующую роль. Историческая эволюция музыки теснейшим образом связана с основными этапами развития общества. В этом легко убедиться, если представить себе роль музыки в эпохи крупных социальных потрясений, при которых идейная, воспитательная и организующая ее роль прослеживается особенно ясно, как, например, в период Французской революции, Великой Октябрьской социалистической революции, в период гражданской или Великой Отечественной войн.
Формирование музыки как вида искусства проходило в трех стадиях: 1 - чисто фольклорная, когда еще нет профессионализации искусства. 2 - стадия профессионального искусства устной традиции. 3 стадия - письменного искусства, которое затем стало предполагать печатные издания произведений. Эту стадию отличает не самый факт наличия нотации, а то, что нотный текст предназначается не только непосредственно для исполнения, но и для издания, и становится одной из форм социального бытия произведения.
Первые две стадии - синкретические: музыка еще не является искусством самостоятельным и выступает в единстве с поэзией (словом), танцем (действием) или с тем и другим в качестве музыкального элемента единого целого. Выделение музыки в самостоятельное искусство происходит лишь в третьей стадии.
Выделение музыки во вполне самостоятельное искусство - важнейшая веха в ее историческом развитии. К этой стадии относятся европейская музыка, начиная с XVII в. , а XIV - XVI в. образуют переходный период во второй стадии. Последняя охватывает античность, средневековье до XIV века, а в ряде стран Востока сохранилась до сих пор. Возможен, однако, и непосредственный переход от первой, чисто фольклорной стадии к третьей - письменной профессиональной культуре, - минуя вторую стадию.
Уже в античности возникло чисто речевое стихосложение со счетом слогов и словестных ударений. И это отделение поэзии от музыки как бы намечало третью стадию.
В переходный же период XIV - XVI века - большое значение имел жанр мессы - сочинение различной музыки на один и тот же неизменный текст. Уже существовал и феномен музыкально произведения с определенным автором, который фиксировал сочиняемую им музыку в нотной записи, хотя запись еще не приобретала самостоятельного значения как форма социального бытия произведения. При этом с течением времени музыка все больше выступала в мессе на первый план. К концу период времяизмеряющая музыкальная ритмика постепенно уступила место тактовой, акцентной, а средневековые лады эволюционировали в мажорно - минорную тональную систему нового времени.
Тем не менее сколько - нибудь развернутых и вполне самостоятельных инструментальных форм еще не было. Кроме того, композиторы, как правило, не создавали в своих произведениях оригинальный, яркий, индивидуализированный мелодико - тематический материал, который в музыке нового времени стал, как упомянуто, главным носителем образной эмоционально - смысловой выразительности. Обычно композиторы использовали и обрабатывали в своих произведениях, общеизвестные, широко распространенные напевы или же мотивы общего, неиндивидуализированного характера.
Перелом, качественный скачок, произошел на рубеже XVI - XVII веков вместе с рождением оперы. Основным элементом оперы является сольная ария с инструментальным аккомпанементом, оказавшее большое воздействие на развивавшееся в то время сольное инструментальное концертирование.
Разумеется, приобретая самостоятельность, музыка отнюдь не отказывается от союза с поэтическим текстом, сценическим действием. Но именно потому, что она уже обрела способность существовать и вне подобного союза, самый его характер изменился: вместо нерасчлененного синкретического целого возникло целое синтетическое.
Об историческом развитии внутри третьей стадии можно сказать, что возникший в XVII в. новый тип музыки , связанный с новым содержанием, новыми жанрами, формами, с новым техническим складом, не мог сразу достичь больших высот. Исключительный рассвет музыкального творчества приходится на XVIIIв. , давший миру таких гениев, как Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Значительную эволюцию внутри третьей стадии перетерпела музыкальная культура в целом. В частности, изменилось понимание музыкального произведения и музыкального творчества, а так же соотношение между композицией и исполнительством.
- 14.2. Общество и культура. Социальная
- Физическая культура как одна из форм общей культуры человеческого общества
- 1. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- Социология музыки: понятие музыкальной жизни общества, типы отношения к музыке, функция музыки в современном обществе.
- 10. Многозначность понятия культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
- Музыка в культуре первобытного общества
- 13)Роль культуры в обществе. Типология культур.
- 8. «Общество и культура»