Креативный подход к прочтению музыкального текста на примере фортепианной музыки Й. Гайдна

реферат

1.6 "Театральные диалоги" клавирной сонаты №7 ре мажор

В России совсем не знают Гайдна как театрального композитора Между тем он написал большое количество опер, и ему не чужды театральные эффекты, комические герои, которые также представлены во множестве клавирных пьес и сонат, в том числе в известной репертуарной Сонате Ре мажор. Рассмотрим ее с точки зрения музыкального содержания.

Ситуациям игры ближе всего природа карнавала. В контексте салонной культуры - это маскарад, главными героями которого являются маски.

Пример № 2

Гайдн. Соната Ре мажор

Маскарад - это увлекательные загадки, интриги, удивительные превращения. Музыкальная лексикография создаёт повод к расшифровке содержания сонаты как придворного маскарада с участием масок, мелькающих в калейдоскопе праздничной суеты. Не случайно текст сонаты разбит на мелкие мотивы, смешно раскрашенные мелизмами (такты 1-2; 5-6) и представленные в диалоге.

Праздник требовал перевоплощений по принципу наоборот: возвышенное оборачивалось низменным, красивое - уродливым; король превращался в горбуна, а нищий становился принцем. Забавными синкопами композитор передаёт театральные "кривлянья" (такт 3 и такт 6), переводящие в плавные и галантные танцевальные реверансы (такт 4 и такт 7). Последние - уже не маски, а место действия участников в маскараде. Они обозначают границу двух пространств: игрового, воплощённого участниками действия, и реального - места их присутствия в аристократическом салоне.

Задача исполнителя - донести до слушателя всё богатство содержания художественного мира, который сосредоточен в мелких интонационных структурах, то есть в деталях текста.

Для воплощения авторской идеи движения масок в маскараде необходимо подчеркнуть артикуляцией границу двух смысловых пространств: игрового и реального.

Вначале репетируем эпизоды реального мира: в тактах 4 и 8 пластическая природа интонаций указывает на ситуацию придворного этикета - галантные церемонии и приветственные поклоны.

Обратим особое внимание на смысловые структуры игрового пространства: маскарадного мира. Разобьем текст на мотивы-реплики масок с их различными характерами и действиями: маски "поддразнивают друг друга", "кокетничают", "кривляются" - всё это конкретные действия, выписанные композитором в тексте детально.

Главное правило: масок должно быть много, они общаются друг с другом, и они должны быть разными. Появление каждой слушатель воспримет только благодаря исполнительским цезурам и правильной артикуляции, которая должна соответствовать "выражению лица" маски.

Описанные выше принципы работы с текстом направлены на изучение интонационной лексики и стилистики, содержания музыки Гайдна. Понимание к смысловой значимости деталей текста, обеспеченное простыми заданиями и увлекательной игрой в различных формах, способствуют воспитанию "мыслящего слуха" и креативного отношения к тексту замечательного композитора, чья музыка благодаря своей мудрости и доброте остаётся понятной, всегда востребованной и любимой слушателем.

Делись добром ;)