logo
Ладовая система Б. Бартока

Введение

Проблемы лада сегодня чрезвычайно актуальны. Среди них можно выделить, по крайней мере, три основные. Во-первых, различные процессы обогащения и преобразования ладотональной структуры музыки происходят в творчестве композиторов нашего столетия гораздо более интенсивно, чем когда-либо прежде. Историческое развитие ладотональной организации музыки породило в XX веке большое количество систем, разнообразных по своей природе, внутренним связям и звуковому объему. Наряду с господствовавшей гармонической (функциональной) мажоро-минорной системой сложились новые системы мелодических ладов. Мажоро-минор также не только сохранил свои основополагающие черты, но и многообразно эволюционировал. Наравне с октавными ладами широкое распространение получили ладообразования с самым различным числом ступеней, заполняющих кварту, квинту, октаву, превышающих октаву и т.д.

Во-вторых, активный интерес современной науки к ладовой проблематике связан с расширением познаний в области народных музыкальных культур. Известно, что прочные внутренние связи с фольклором были и остаются основой жизненности и почвенности искусства. В нашем столетии приобщение музыкантов к фольклору происходит во многом иначе, чем раньше. Объективное его изучение приводит не только к усвоению профессиональной музыкой новых для неё типов и форм ладового мышления, но и к более разностороннему пониманию некоторых музыкальных явлений прошлого и настоящего. В наше время широкие круги профессионалов и любителей музыки часто приходят к постижению важнейших черт и особенностей своего отечественного фольклора не только через непосредственное знакомство с народной культурой, но и через композиторское творчество. Многие сочинения Бартока, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других авторов служат примером того, как можно и в профессиональной музыке отразить ранее не замеченные или не осознанные существенные черты национального народного творчества (в том числе его ладовой структуры) и сделать их общим достоянием.

В-третьих, пристальное внимание науки в ладовой сфере современной музыки связано с усилением в ней роли полифонии, с отходом целого рада композиторов от гомофонной фактуры в сторону линеарного многоголосия. Исторические корни этого явления следует искать в мелодизации фактуры у романтиков. Будучи складом полимелодическим, полифония немыслима без сугубого внимания к горизонтальному развертыванию голосов, к интонационному движению, развитию и становлению, а это в свою очередь, неизбежно оказывает непосредственное влияние на сферу ладовых отношений. ладообразование музыка барток фортепианный

Новые ладообразования и ладовые системы, вошедшие в поле зрения теории, вызывают потребность в пересмотре некоторых сложившихся представлений.

Цель исследования - выявить особенности ладовой организации на примере цикла фортепианных пьес «Микрокосмос» Б. Бартока.

Объект исследования - цикл пьес «Микрокосмос» Б. Бартока для фортепиано.

Предмет исследования - особенности ладовой организации в пьесах цикла «Микрокосмос».

Задачи исследования:

· изучить литературу по проблемам лада

· проанализировать произведения

· определить ладовую основу пьес

· определить выразительные возможности диатонических ладов