logo
Ладовая система Б. Бартока

2.1 Диатонические лады и ладообразования на примере музыки Белы Бартока

В современной музыке встречается большое число диатонических ладов. Наряду с исторически традиционными разновидностями семиступенной диатоники - особыми диатоническими ладами, классическим мажором и минором, - к ним причисляются также малообъемные лады, пентатоника, обиходный звукоряд и целый ряд новых форм [6].

Приемы использования диатонических ладов в современной музыке продолжают и развивают классические традиции. В XX веке, как и в XIX, диатоника особенно широко культивируется теми композиторами, чье творчество тесно связано с народными истоками. Традиции таких ярких представителей национальных композиторских школ XIX века, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Шопен, Григ, продолжили в XX веке Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Прокофьев, Щедрин и др. Диатонический лады, будучи характерными для народной музыки, и в профессиональное искусство проникали в основном через обработки народных песен и танцев или через стилизацию в духе таких обработок и придавали авторским произведениям ярко народный колорит.

Процесс расширения ладового мышления, набиравший силу во второй половине XIX века, на рубеже веков вступает в новую стадию, отмеченную разного рода синтезирующими тенденциями. В музыке XX века не только увеличивается удельный вес диатонических ладов, но и обогащаются их виды и методы использования. Наряду с базисными структурами широкое распространение получили формы усложнённые, варьированные, комбинированные, свидетельствующие о ладовой ассимиляции.