2.1 Диатонические лады и ладообразования на примере музыки Белы Бартока
В современной музыке встречается большое число диатонических ладов. Наряду с исторически традиционными разновидностями семиступенной диатоники - особыми диатоническими ладами, классическим мажором и минором, - к ним причисляются также малообъемные лады, пентатоника, обиходный звукоряд и целый ряд новых форм [6].
Приемы использования диатонических ладов в современной музыке продолжают и развивают классические традиции. В XX веке, как и в XIX, диатоника особенно широко культивируется теми композиторами, чье творчество тесно связано с народными истоками. Традиции таких ярких представителей национальных композиторских школ XIX века, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Шопен, Григ, продолжили в XX веке Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Прокофьев, Щедрин и др. Диатонический лады, будучи характерными для народной музыки, и в профессиональное искусство проникали в основном через обработки народных песен и танцев или через стилизацию в духе таких обработок и придавали авторским произведениям ярко народный колорит.
Процесс расширения ладового мышления, набиравший силу во второй половине XIX века, на рубеже веков вступает в новую стадию, отмеченную разного рода синтезирующими тенденциями. В музыке XX века не только увеличивается удельный вес диатонических ладов, но и обогащаются их виды и методы использования. Наряду с базисными структурами широкое распространение получили формы усложнённые, варьированные, комбинированные, свидетельствующие о ладовой ассимиляции.
- Введение
- 1. Особенности ладовых структур
- 1.1 Ладовый звукоряд как основа ладовой структуры
- 2. Своеобразие ладовых структур в музыке XX века
- 2.1 Диатонические лады и ладообразования на примере музыки Белы Бартока
- 2.2 Особенности бартоковской диатоники
- 2.3 Анализ ладовых структур на примере фортепианных пьес из цикла «Микрокосмос»
- Заключение
- 172 Molto sostenuto /66 б. Барток, op. 6 № 14, Багатель
- Творчество б. Бартока
- Ладовое чувство
- Глава II Система детского музыкального воспитания к.Орфа.
- Ладовая теория Средневековья
- 6. Ладовый джаз.
- 172 Molto sostenuto /66 б. Барток, op. 6 № 14, Багатель
- § 100. Ладовая основа мелодии
- § 50. Разновидности ладов (общие положения)
- 5.3 Ладовое чувство