Ладовая система Б. Бартока
Заключение
«Природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных (вещей), образуется созвучие. Музыка создает единую гармонию, смешав в (совместном пении) различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие» (Гераклит в изложении Аристотеля). Эта освященная веками мудрость сохраняет всю свою актуальность и в настоящее время. Прямое отношение имеет она и к ладовой организации в музыке.
При всем многообразии ладов в музыке XX века три ладовых рода -диатоника, хроматика и микрохроматика - демонстрируют до некоторой степени противоположные полюсы художественной эстетики эпохи. Все три рода ладовых структур имеют множество промежуточных разновидностей, возникших из сочетания базисных форм. Смыкаясь с ведущими тенденциями ладового развития - обогащением звукового состава, его общей хроматизацией и индивидуализацией, - они делают столь многокрасочной и широкой современную панораму ладовых средств.
Мы выявили различные типы ладовых звукорядов - пентатонику, хроматику, симметричные лады. Освоение мелодической и гармонической систем этих звукорядов в музыке XIX-XX веков привело к открытию модальной техники - новых приемов организации музыкальной ткани.
Мы рассмотрели различные формы проявления тождества и различия в ладогармонической организации музыкального произведения, указали на их многообразные переплетения. Богатство и сложность проявлений принципов тождества и различия в ладогармонической организации, многоплановость форм, по которым проводится сравнение звуковых элементов - достаточно яркое свидетельство высокой степени конструктивно-логической организации музыкальной ткани. Приведенные анализы с несомненностью показывают ладообразующую функцию тождества и различия. Через соотношение тождества и различия устанавливается, прежде всего, такая важнейшая эстетическая характеристика музыкального произведения, как мера его единства и разнообразия. Причем ладовые тождество и различие определяют не только структурные, но и динамические, колористические аспекты в диалектическом взаимопроникновении единства и разнообразия музыкальной ткани. Через специфические формы тождества и различия осуществляется построение музыкальной формы, обеспечивается логичность и естественность музыкального процесса, возбуждается и поддерживается интерес к нему со стороны слушателя. Проявление принципов тождества и различия обеспечивает ладогармоническое развитие, формирует «ладовую драматургию» произведения. Наконец, тождество и различие ладогармонических элементов является существенным фактором построения музыкального целого.
Анализ примеров из фортепианного цикла «Микрокосмос» Б. Бартока показал как родство употребляемых им приемов с принципами построения народно-песенных мелодий, так и своеобразие, относительную сложность его ладово-мелодической техники. На основе анализа можно сделать вывод, что основа бартовской диатоники есть классическая мажоро-минорная система, усложненная расширенная и видоизмененная под воздействием структурных свойств народных ладов. При этом следует отметить, что в результате модальных смешений возникает новые формы семиступенных ладов, например, миксодиатоника - сочетание признаков нескольких натуральных ладов, образование новых стабильных звукорядов.
Структурное усложнение ладов, наблюдаемое у Бартока, равно как и у Прокофьева, Шостаковича и других современных композиторов, отражает на поверхности более глубокие, внутренние процессы: изменилось привычное и характерное для XIX века соотношение между господствующей тональной и подчиненной модальной системами. Конструктивной основой модальной системы в диатонике Бартока стал квартовый лад, развернутый композитором до двенадцати звеньев.
В бартовской диатонике мы находим подобную трактовку кварто-квинтового круга как проявления «модального» и «тонального» принципов ладо- и формообразования. Из взаимодействия тонального и модального принципов появляются смешанные ладовые структуры. К ним и относятся бартоковские лады - лидо-миксолийдийский и дорийский с повышенной IV ступенью, мажоро-минорный лидо-миксолидийский. Объединение «модального» секстквартсекстаккорда с «тональным» трезвучием и образует полную (двенадцатитоновую) диатоническую систему диатоники Бартока.
Творчество Белы Бартока, в силу его разносторонности, отмечено большой гибкостью и подвижностью отдельных элементов в системе выразительных средств. Одно из этих средств, как нам представляется, очень существенное для понимания бартоковской музыки, а именно многообразие присущих ей ладовых связей, было рассмотрено в данной работе.
Список литературы
1. Алексеев, Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М., 1986.
2. Барток Б. О значении народной музыки// Советская музыка. 1965. № 2.
3. Барток. Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени// Бела Барток. Сб. статей. М.: Музыка, 1977. - С. 245-249.
4. Вянцкус, А. Ладовые формации. Полиладовость и политональность// Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. - М.: 1973.
5. Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки. - М., 1961.
6. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века. - М., 1994.
7. Коптев, С. О явлениях полиладовости, политоникальности и политональности в народном творчестве// Проблемы лада. - М.: 1972.
8. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. - М., 1983.
9. Народное музыкальное творчество. Под ред. Пашиной О. СПб, 2005.
10. Нестьев И. Бела Барток. Жизнь и творчество. - М., 1969.
11. Паисов, Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов ХХ века. - М.: 1977 - с.26-27.
12. Середа, В.П. Логика классической тональной системы. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011 - 196 с.
13. Сигитов, С. Ладовая система Бэлы Бартока позднего периода творчества// Проблемы лада. - М.: Музыка, 1972. - С. 252 - 287.
14. Способин, И. Элементарная теория музыки. - М., 1985. Теория музыки// Под редакцией Т. Бершадской. - СПб. - 2003.
15. Тюлин, Ю. Учение о гармонии. Изд.3. - М.: 1966, с.169.
16. Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. - Будапешт, 1971. -
17. Фин Н. Об обработках венгерских народных песен в творчестве Б. Бартока. - В. кн.: Бэла Барток. Сборник статей. - М., 1977.