logo
Людвиг ван Бетховен. Ранние сонаты

1.3 Фортепианная соната - "лаборатория" бетховенского творчества

Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде. Эта форма была единственной, в которой драма выражалась чисто музыкальным языком, без привлечения каких - либо других выразительных средств (как например, в опере).

Сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих вершин именно в творчестве Бетховена. Творчество Бетховена - это кульминация сонатной формы в чистом виде, её зрелый этап. Сонатная форма до Бетховена была подготовкой этой кульминацииБетховен развил находки Ф.Э. Баха в жанре сонаты, превзойдя, однако, своего предшественника широтой, разнообразием и значительностью идей, выраженных в фортепианных сонатах, их художественным совершенством и значимостью. , после него - разрушением чистой сонатной формы и обогащением её за счет других принципов формообразования Кремлев Ю, Фортепианные сонаты Бетховена. М., 1970. - С. 19. .

Соната, в наибольшей мере отвечавшая симфоническому характеру мышления Бетховена, естественно стала самым значительным и излюбленным композитором жанром фортепианной музыки. Она основана на динамическом видении музыкальной формы и диалектическом содержании. Основная идея сонатной формы - показ конфликтности и динамики развития. Именно здесь Бетховен раньше всего овладевает диалектическим методом мышления, выковывает свой тематизм, достигает небывалых масштабов развития музыкальных идей, образов.

Форма Бетховена - не подчинение идее, а отыскивание ее. Бетховенская концепция "идеи” и реализация проблемы "идеи” соприкасается с гегелевской. Логической формой мышления Бетховена является процесс развертывания содержания по законам диалектической логики, приводящей к кристаллизации "идеи”. Главенствующая его идея-всесильность человеческого разума. Для Бетховена это своего рода "абсолютная идея”, выявление и познание которой возможно только через форму, в рассматриваемых произведениях - через становление и развертывание тематизма в сонатной форме.

Характерные для Бетховена темы, манера их изложения и развития, драматизированная трактовка сонатной схемы, новая реплика, новые тембровые эффекты и т.п. впервые появились в фортепианной музыке. В ранних бетховенских сонатах встречаются в драматические "темы-диалоги", и речитативная декламация, и "темы-возгласы", и поступательные аккордовые темы, и совмещение гармонических функций в момент наивысшего драматического напряжения, и последовательное мотивно-ритмическое сжатие, как средство усиления внутреннего напряжения, и свободная разнообразная ритмика, принципиально отличная от размерной танцевальной периодичности музыки XVIII века.

Трактовка сонатной формы у Бетховена предельно индивидуализирована. В разных сонатах акцентируются различные внутренние разделы. Видоизменяется и построение цикла, его драматургическая логика. Бесконечно разнообразны и приемы развития: и видоизмененные повторения, и мотивная разработка, и тональное развитие, и остинатное движение, и полифонизация, и рондообразность. Иногда Бетховен отклоняется от традиционных тональных соотношений. И всегда сонатный цикл целостен: все части и темы объединены между собой глубокими, часто скрытыми от поверхностного слуха внутренними связями.

Значение фортепианных сонат как своего рода "творческой лаборатории", где вырабатывались основы стиля композитора, общепризнанно. Именно здесь Бетховен раньше всего овладевает диалектическим методом мышления, выковывает свой тематизм, достигает небывалых масштабов развития музыкальных идей, образов.

В таких сочинениях, как пятая и восьмая (Патетическая) сонаты, впервые находят зрелое воплощение героико-драматические образы Бетховена, складывается тип бетховенского цикла и сонатного allegro с его "конфликтным единством". С "Патетической" в сущности, могло бы быть начато летоисчисление бетховенской эпохи в музыке.

Новизна бетховенской трактовки фортепианной сонаты проявляется как в богатстве идей, так и в разнообразии, свежести композиционных решений. Здесь и строгие классические циклы, поражающие небывалой цельностью и силой контрастов; здесь и яркие формы лирических и драматических импровизаций. Среди бетховенских сонат мы найдём и драматическую сцену, (1 часть "Патетической") и трагический монолог - импровизацию ("Лунная"), и светлую лирическую пастораль (15-ая, ор.28, и героическую трагедию ("Аппассионата"). В поздних сонатах рядом с "лирической песнью" (28-я, ор.101) возвышается триумфально - эпическая "симфония для фортепиано" (29-я, ор.106).

Рельефность идейно - образной концепции, смысловая значительность интонаций и конкретность жанров, сила драматического развития в сонатах Бетховена по-новому ставят проблему эстетического воздействия инструментальной музыки, её границ и возможностей. Новизну бетховенской драматургии многие музыканты связывали с программностью. По существу же программной является лишь одна, двадцать шестая (Соната с эпиграфом "Lebe wohl"), в которой все части имеют заголовки ("Прощание", "Разлука", "Встреча"). Распространенные названия "Лунная", "Аппассионата", "Аврора" были даны сонатам не автором, а издателями, друзьями или почитатели композитора.

Бетховен проявлял большой интерес к проблеме программности. Он мечтал о синтезе слова и музыки, рождающем "прекрасное", отдал дань программности в своих увертюрах, некоторых симфониях, элементы программности есть в его фортепианных сочинениях и камерных ансамблях.

Вагнер отмечал, что в последних квартетах Бетховен стремился передать музыкальной интонацией слово. Но програмность в творчестве Бетховена была скорее предвидением, чем методом. Его тяготение к усилению рельефности музыкальной речи и драматургическая напряженность развития осуществлялись путем обобщенного философского, а не конкретного сюжетного мышления. В высказываниях Бетховен подчеркивал значение "руководящей идеи" в своих сочинениях, но почти никогда не говорил о сюжетах.

Поднимая сонату до уровня симфонии, Бетховен не отказывается и от тех возможностей, которые даёт камерная музыка в лирико-философской сфере идей и образов.

Психологическое начало утаено в симфониях, а в сонатах Бетховен не обращается к проблемам общественным, но вместе с тем перенесение гражданской героической тематики, проблемы борьбы с "судьбой" в область психологическую ярко ощущается в образно-эмоциональном строе бетховенских сонат, в драматургических особенностях их цикла, в решении финала, как итога драмы. В этом проявляется специфика камерного жанра, его свободных и индивидуальных форма (достаточно сравнить циклы последних сонат и квартетов Бетховена с более классическими циклами его же симфоний).

"Бетховенский" период является наиважнейшим в истории фортепианной сонаты. Именно Бетховен, начав с образцов во многом близких сонатам его предшественников (К.Ф.Э. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт), довел классическую сонату до высшей кульминации и открыл путь сонате романтической.