logo
Музыка к кинофильму "Гамлет" Д.Д. Шостаковича

Введение

Д. Д. Шостакович - гениальный композитор ХХ века, автор симфоний, фортепианных концертов, хоровых произведений, вокальных циклов, а также музыки к кинофильмам. Киномузыка играет огромную роль в творчестве композитора, так как занимает почти треть всего творческого наследия. Он - один из пионеров этого рода музыкального искусства. Перу Шостаковича принадлежит музыка более чем к тридцати кинофильмам. Наиболее известные кинофильмы с его музыкой: «Юность Максима», «Молодая гвардия», «Гамлет», «Король Лир», «Новый Вавилон» и др. Шедеврами в творчестве Шостаковича стали произведения, в которых он обратился шекспировским образам («Гамлет», «Король Лир»).

Тема «Шостакович и кино» в последние годы все больше привлекает к себе внимание киноведов и музыковедов. Творчеством композитора в этой области интересовались многие европейские (Жорж Садуль, Адо Киру, Франко Пульчини, Эдуардо Бруно, Клод Мориак, Андре Базен)11) и отечественные (М. Левидов, Ф. Гукасян, А. Липко, М. Ямпольский) 11) исследователи. В Италии под руководством Туринского музея была организована обширная ретроспектива фильмов, музыку к которым написал Шостакович, и в рамках этой ретроспективы была выпущена книга (составитель - Эуджения Гальяноне). 11) В Англии в том же 2004 году исследователем Джоном Райли была издана авторская монография «Дмитрий Шостакович. Жизнь в Фильмах». 11) Тем не менее, подробного анализа музыкальной драматургии фильма "Гамлет" до сих пор нет. Возможно, причиной является отсутствие изданного полного нотного текста. К сожалению, на сегодняшний день мы располагаем лишь небольшим количеством нотных музыкальных фрагментов.10) В планах издательства «DSCH» - публикация полной партитуры музыки к кинофильму.12) Это откроет новые перспективы изучения этого произведения. В настоящее время автор вынужден был опираться лишь на опубликованные нотные фрагменты и собственные слуховые впечатления.

Объект изучения данной работы - музыка к кинофильму «Гамлет». Предмет изучения - драматургическая роль музыки Шостаковича в композиции фильма.

Цель работы - определить роль музыки в драматургии фильма "Гамлет".

Методы исследования:

* изучение литературы по данной теме

* сравнение

* наблюдение

* анализ

* синтез

Данная работа может быть интересна киноведам, музыковедам-исследователям творчества Шостаковича, педагогам, композиторам, кинорежиссёрам. Результаты данной работы могут быть использованы в педагогической и лекторской практике.

ГЛАВА 1. Киномузыка в творчестве Шостаковича

Профессиональный контакт Шостаковича с кино начался еще в 1923 году. Общеизвестно, что композитор работать в кино не любил. Этот факт был, пожалуй, связан с тем, что в студенческие годы ему приходилось зарабатывать на хлеб, играя на фортепиано в ленинградском кинотеатре «Светлая лента» (позже - кинотеатр «Баррикада», Санкт-Петербург, ныне не существующий). Впоследствии он вспоминал об этой работе как о вынужденной повинности: «Очень утомляло механическое изображение на рояле «страстей человеческих».1) Фильмография Дмитрия Шостаковича была немалой - ему пришлось поработать в художественных и документальных фильмах, анимационных картинах, телеспектаклях (всего около 40 работ).

На ленинградской киностудии Шостакович появился в 1928 году. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг пригласили его написать музыку к фильму «Новый Вавилон», который представляет собой историческую фреску, поэтичными и гротескными красками рисующую социальную жизнь Франции 70-х годов XIX века. Именно с этой ленты и началась творческое сотрудничество Г. Козинцева и Л. Трауберга с композитором Дмитрием Шостаковичем.

Следующее десятилетие Григорий Козинцев и Леонид Трауберг полностью посвятили работе над трилогией о Максиме, вошедшей в золотой фонд киноклассики («Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939)). В «Юности Максима» композитор пишет музыку только к прологу, в котором изображает драматические переживаниям подпольщиков-революционеров, и дает отрицательную характеристику буржуазии, пошлости ее развлечений. 27 января 1935 фильм «Юность Максима» вышел на экраны. Позже создатели трилогии о Максиме были удостоены Сталинской премии первой степени.

В 1936 году Шостакович пишет песню «Нас утро встречает прохладой» (на стихи Бориса Корнилова) для кинокартины «Встречный» режиссёров Фридрих Эрмлера, Сергей Юткевича. Эта песня впоследствии стала одной из самых известных массовых песен. Она нередко исполнялась и вне фильма.

В 1948 году Шостакович написал музыку к фильму «Мичурин» (режиссер А. Довженко). Чуть позже, в том же 1948 году пишет музыку к кинофильму «Молодая гвардия» (режиссер Сергей Герасимов). В музыке для фильма «Молодая гвардия» особенно выделяется марш под названием «Смерть героев». Через десять с лишним лет после «Молодой гвардии» Шостакович включил его в свое самое автобиографическое сочинение -- Восьмой квартет-- реквием автора по самому себе.

В 1955 году по мотивам одноимённого романа Этель Лилиан Войнич режиссёр Александр Файнциммер снял художественный фильм «Овод». Музыка Шостаковича к этому фильму обрела всесоюзную известность. «Романс» из музыки к фильму стал известен в различных переложениях, был одним из самых исполняемых его произведений.

В 1966 М. Шапиро экранизировал оперу Шостаковича «Катерина Измайлова» на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Фильм был отмечен призом Эдинбургского кинофестиваля 1967 года.

В конце 60-х - начале 70-х Дмитрий Шостакович обращается к творчеству Уильяма Шекспира. В 1964 году Г. Козинцев снимает двухсерийный фильм по трагедии «Гамлет» (перевод Б. Пастернака). Премьера фильма в СССР состоялась 19 апреля 1964 года. Появление этого фильма было особым событием, он был отмечен всероссийскими и международными премиями (приложение 1).

Сюита из музыки к «Гамлету» была составлена в том же 1964. Музыка к трагедии для постановки в Театре драмы им. Пушкина (Ленинград) была написана за десять лет до появления фильма, в 1954 году. В 1970 году Григорий Козинцев снял двухсерийный кинофильм по трагедии Шекспира «Король Лир» в переводе Б. Пастернака (песни шута в переводе С. Я. Маршака). Этот фильм был последним фильмом, снятым режиссёром. Также это была и последняя работа Шостаковича в кино. Премьера фильма в СССР состоялась 8 февраля 1971 года.