logo
Музыка к кинофильму "Гамлет" Д.Д. Шостаковича

ГЛАВА 4. Музыкальное воплощение основных образов кинофильма

Особое место в фильме занимает музыка Дмитрия Шостаковича, в которой прекрасно передан характер эпохи, дух событий, составивших ткань фильма. У Шостаковича уже была музыка к спектаклю в Пушкинском театре, и Козинцев считал, что композитор лишь оркеструет её по-новому и кое-что допишет. Однако Шостакович заявил: «Ни одной ноты из этой музыки я не возьму!..» И он все сочинил заново.

Шостакович трактует музыку к кинофильму симфонично, пытается воплотить основные образы трагедии в музыке. Одной из основных тем является тема главного героя Гамлета.

Она построена на речитативных интонациях, в объеме терции и уменьшенной кварты. В ней есть элементы темы креста, которые отдаленно напоминают знаменитую анаграмму Шостаковича «DSCH». По своему характеру тема очень драматична, стремительна, опирается на VII ступень. Тональность - фригийский cis-moll с IV пониженной ступенью. Тональности с большим количеством пониженных ступеней являются характерной чертой в творчестве композитора. Тема Гамлета становится лейтмотивом всего произведения. Она появляется в начале фильма, а затем сопровождает почти каждое появление Гамлета. При первом появлении (прибытие Гамлета в Эльсинор) она звучит у низких струнных в сопровождении ударов медных инструментов. Трагический характер темы придает ей семантику «темы рока». В монологе «Быть или не быть?» тема обретает более мягкий тембр кларнета.

Одной из наиболее важных сцен является сцена с призраком отца Гамлета. Ее сопровождает музыка, передающая биение человеческого сердца (мерный ритм, пиццикато струнных).

Лирические образы в фильме связаны с Офелией, это абсолютное воплощение чистоты и нежности. При появлении ее в первой серии звучит музыка, стилизованная под танец. В начале января 1963 года, когда съемки только начались, и до их окончания было еще очень далеко, Козинцев попросил Шостаковича сочинить «Танец Офелии», описывая замысел сцены: «…милую девушку-полуребенка превращают в куклу, заводную игрушку с искусственными движениями, заученной улыбкой…» (О. Домбровская.О музыке в фильмах Козинцева.Музыкальная Академия №32006, с 99) Размер 4/4, затакт, использование тембра клавесина. Сухой тембр клавесина усиливает ощущение механистичности, «запрограммированности» движений Офелии. Клавесин становится лейттембром Офелии.

Эта же тема звучит в сцене сумасшествия Офелии. Здесь мы находим противоречия между звучащей музыкой и происходящим на экране. На экране она как кукла танцует в черном платье. Лейтмотив напоминает о ее прежней жизни, вступая в резкое противоречие с ситуацией, создавая тонкий психологический подтекст.

Основной лирической темой в данном эпизоде является песня Офелии.

«А почём я отличу вашего дружка?

Плащ паломника на нём, странника клюка.

Белый саван белых роз

деревце в цвету,

и лицо поднять от слёз

мне невмоготу».

Мотив песни простой, в духе народных песен. Офелия поёт без музыкального сопровождения.

Музыка, сопровождающая сцену смерти, состоит из двух разделов. Первый построен на мотиве песни, но звучит он теперь у скрипки-соло в сопровождении пиццикато струнных.

Второй - хроматический ритурнель у клавесина (основан на интервале уменьшенной кварты), сопровождаемый теми же низкими струнными инструментами.

Все происходящее в замке Эльсинор сопровождается музыкой танцев, нарочито пышной и торжественной, иногда даже воинственной и крикливой. В них используется полный состав оркестра, но основа - медная группа. Ритмы жесткие, синкопированные. Эти эпизоды основаны, главным образом, на контрасте между происходящим на экране внешним действием и размышлениями Гамлета. Например, в сцене бала монологам Гамлета противостоит гротескное скерцо, почти вакханалия.

Ту же функцию контраста играет тема шествия придворных.