logo
Александр Журбин: штрихи к портрету

I. Александр Журбин: штрихи к портрету

Известный российский композитор Александр Журбин успешно сочетает работу в жанре камерно-инструментальной музыки и сочинения популярной эстрадной музыки. Александр Журбин является автором первой рок-оперы в СССР «Орфей и Эвридика».

Александр Журбин, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей и Союза писателей, родился через 4 месяца после окончания Великой Отечественной войны - 7 сентября 1945 года в городе Ташкенте в семье инженеров: Бориса Марковича Гандельсмана и Ады Александровны Литвак-Журбиной. Александр Борисович окончил Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени В. А. Успенского в 1963 году, Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем - Московский институт им. Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории (диссертация о поздних симфониях Густава Малера). Его учителями были: Н. Пейко, Г. Литинский, А. Хачатурян, С. Слонимский, Ю. Кон.

С 1970 года Александр Журбин является членом Союза композиторов. Его творческая жизнь складывалась параллельно в двух направлениях.

1. «Серьезные, академические жанры»: три симфонии (1969 г., 1970 г., 1995 г.), концерт для фортепиано с оркестром (1972 г.), для альта с оркестром (1974 г.), для виолончели с оркестром (1994 г.), для скрипки с оркестром (1999 г.), два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, камерная музыка, вокальные циклы, оратории, кантаты.

2. Эстрадная музыка. Особый интерес для А. Журбина всегда представляла область музыкального театра. Он написал шесть опер («Орфей и Эвридика», «Разбитое зеркало», «Луна и детектив», «Нетерпение», «Фьоренца», «Good health to the Tzar». Написано три балета - «Красная птица», «Женитьба», «Западня»; шестнадцать мюзиклов: наиболее известные - «Пенелопа», «Мымра», «Стакан воды», «Биндюжник и король», «Блуждающие звезды», «Камера обскура».

Александр Журбин - автор музыки более чем к пятидесяти художественным фильмам. Наиболее известные - «Эскадрон гусар летучих», «Лес», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Мелодия на два голоса», «Биндюжник и король», «Блуждающие звезды», «Солнце в авоське», «Бедная Маша», «Женатый холостяк».

С 1990 года Александр Журбин живет с семьей в Нью-Йорке. Там он продолжил заниматься творчеством, открыв в себе новые возможности. В 1992 году он организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звезды». За шесть лет существования театр осуществил девять постановок, большинство из них - с музыкой А.Журбина.

Первый спектакль - «Молдаванка, Молдаванка» Журбин осуществил и как режиссер. В 1995 году состоялся «Вечер музыки Александра Журбина» в Карнеги-Холл (Weill Recital Hall). В 1997 году он был художественным руководителем концерта в Карнеги-Холл, посвященном 850-летию города Москвы.

Александр Журбин невероятно энергичен и разнообразен. Многие газеты мира, включая «Нью-Йорк Таймс», сравнивали его с Леонардом Бернстайном. Он умудряется жить в Америке, но часто бывать в России, при этом путешествуя по всему свету. Его музыка звучит сегодня повсюду, как серьезная, так и легкая. Его рок-опера «Орфей и Эвридика» выдержала 2500 представлений подряд, а запись ее была продана в количестве более двух миллионов экземпляров. Сегодня несколько американских продюсеров сотрудничают с Александром и собираются реализовать его театральные произведения в США. В 1991 году с большим успехом в крупнейшем театре Филадельфии (Walnut Street Theatre) шел его мюзикл «How it was done in Odessa» (по Исааку Бабелю, либретто Асара Эппеля).

В своем поколении, и в своем жанре А.Журбин и по сей день остается ведущей и лидирующей фигурой, композитором, чья музыка любима многими во всем мире. Он - лауреат нескольких международных и всесоюзных премий, включая «Star of the year», Великобритания. «Его увлечения книги, - в основном серьезные философские труды русских и зарубежных авторов. Он собирает картины современных художников (Г.Гликман, А. Белкин, А. Зверев), имеет большую коллекцию звукозаписей и нот. Равнодушен к рыбалке, спорту и охоте» Интернет-ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Журбин_Александр_Борисович.

Помимо более 100 музыкальных произведений в разных жанрах и формах, Александр Журбин немало работал как журналист; его статьи печатались в «Известиях», «Литературной газете», «Общей газете», в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) кроме того, композитор является автором книг:

«Моя музыкальная жизнь» Моя музыкальная жизнь. -- М.: Зебра Е, АСТ, 2011. -- 512 с. -- ISBN 978-5-94663-108-2.;

«Звуки мюзикла» Звуки мюзикла. Аудиокнига в 3 тт. -- М.: Равновесие, 2007.;

«Орфей, Эвридика и я» Орфей, Эвридика и я. -- М.: Эксмо, 2006. -- 512 с. -- ISBN 5-699-17260-2.;

«Композитор, пишущий слова» Композитор, пишущий слова -- М.: Композитор, 2005. -- 352 с. -- ISBN 5-85285-832-3.;

«Александрzhurbin. Comпозитор» Александрzhurbin. Comпозитор -- М.: издательство «Хроникер», 2002. -- 352 с. -- ISBN 5-901238-10-9.;

«Как это делалось в Америке. Автобиографические заметки» Как это делалось в Америке. Автобиографические заметки. -- М.: «Захаров», 1999. -- 288 с. -- ISBN 5-8159-0014-1..

Соната для баяна №3 «Прогулка по Нескучный саду» Александра Журбина представляет собой чрезвычайно интересное явление музыки конца XX века. Как уже было отмечено ранее, это произведение Журбин посвятил выдающемуся баянисту Фридриху Липсу.

Баянист Фридрих Липc - является одним из самых известных и авторитетных музыкантов России, снискавшим популярность не только в России, но и получившим также широкое международное признание. Многогранная творческая деятельность Народного артиста России, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных во многом определяет пути развития академического баяна на современном этапе.

Ф. Липс выступал в крупнейших концертных залах мира («БЗК» - Москва, «Сантори-холл» - Токио, «Линкольн-центр» - Нью-Йорк, «Джон Кеннеди-центр» - Вашингтон, «Концертгебау» - Амстердам) со многими выдающимися музыкантами: Г. Рождественским, В. Спиваковым, Г. Кремером, Ю. Башметом, В. Гергиевым, Р. Кофманом, Йо-Йо Ма и другими.

Липс является первым исполнителем более 50 произведений для баяна, в том числе Концертов и Сонат крупных композиторов современности, среди которых С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Холминов, В. Золотарёв, К. Волков, Р. Леденёв, С. Беринский, Е. Подгайц, М. Броннер, Т. Сергеева, А. Журбин и многие другие.

Среди воспитанников класса профессора Ф. Липса более 30 лауреатов международных и национальных конкурсов. Липс - автор двух книг: «Искусство игры на баяне» и «Об искусстве баянной транскрипции», а также многочисленных статей по проблемам баянного искусства. Книги и статьи изданы в России и за рубежом в переводе на немецкий и английский языки.
С 1996 года Липс руководит кафедрой народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных.

Таким становится ясно, что посвящение Журбина своей сонаты №3 Фридриху Липсу является отнюдь неслучайным. Как известно, идея написания Сонаты Александра Журбина №2 «Ностальгия или соната quasi una... » принадлежит Ф. Липсу. «Ностальгия» - имеется в виду ностальгия по старым добрым мелодиям и ритмам. «Quasi una... » - в духе... (слушатель должен сам домыслить). Вспомним аналогии: у Л. Бетховена Sonata quasi una fantasia («Лунная»), у А. Шнитке - Quasi una sonata. В основе сонаты - калейдоскоп различных музыкально-танцевальных эпизодов (джазовый фрагмент, вальс - шарманка, танго, A la Моцарт и других, связанных между собой энергичным пульсирующим элементом.

Образный строй сонаты Журбина №3 схож с идеями Липса: Нескучный сад - часть Центрального парка им. Горького в Москве, одно из излюбленных мест отдыха москвичей. По идее исполнителя, воплощенной композитором, гуляющая публика должна встречать то духовой оркестр, то ансамбль цыган, то шарманку.

Старейший парк Москвы находится на правом берегу Москвы-реки, является частью Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, и занимает территорию от Зеленого театра до Третьего транспортного кольца. Образован в 1834 году в результате слияния садов трех усадеб XVII века. В нем сохранилось множество архитектурных памятников, включая домик графа Орлова 1796 года (сейчас там библиотека и читальный зал), домик с ротондой на берегу Елизаветинского пруда, трехпролётный каменный арочный мост, спуски-марши и мостики над оврагами. Начало саду положили растения, перевезенные из ботанического сада города Соликамск, в котором специально для сада было собрано около 2 тыс. растений. В нем имелось множество каменных оранжерей, где находились пальмы и деревья из жарких стран, а на пятой сверху площадке располагался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. Помимо этого, грунтовые сараи и парники служили для выращивания ананасов, винограда и проращивания других растений.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне.

До Орловых садом владел промышленник Прокопий Акинфиевич Демидов, который и положил ему начало в 1756 году. Первые растения были получены путём обмена семенами и получения отростков из демидовского ботанического сада в Соликамске.

Демидовский сад находился за чертой тогдашней Москвы и имел форму амфитеатра; около двух тысяч сортов редких растений было собрано специально для сада. Так как берег реки был неудобен, 700 человек ежедневно трудились над выравниванием почвы здесь на протяжении двух лет. От усадебного дома к реке сад спускался уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. От двора и дома верхняя площадка отделялась решёткой около 10 сажен шириной.

В середине XIX века в Москве был популярен летний открытый («воздушный») театр в Нескучном саду. Репертуар первых эстрадных театров был очень пёстрым. Наряду с выступлениями крупнейших европейских мастеров инструментальной и вокальной музыки здесь ставились дивертисменты, выступали ансамбли цыган, гастролировали иностранные иллюзионисты и так далее.