logo
Музыкально-теоретический анализ хора "Ночь" (композитор И. Кузнецов и поэт Я. Коласа)

§ 2. Краткая биография Я. Коласа

кузнецов колас стихотворение музыка

Якуб Колас (настоящее имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич, 1882--1956) -- белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Член ВКП(б) с 1945 года.

Родился в деревне Акинчицы (ныне территория г. Столбцы Столбцовского района Минской области, Беларуси), в семье лесника Михася Мицкевича. Окончил народную школу, затем в 1902 году Несвижскую учительскую семинарию. Работал учителем на Пинщине. В 1906 году первая публикация -- стихотворение «Край родимый» в белорусской газете «Наша доля». За участие в организации нелегального учительского съезда был приговорён к заключению, которое отбывал в минской тюрьме (1908--1911). В 1912--1914 годах учительствовал в Пинске. В 1915 году эвакуировался вместе с семьёй в Подмосковье, работал учителем в Дмитровском уезде. В этом же году был мобилизован в армию. После демобилизации (1918) работал учителем в г. Обоянь Курской губернии. В мае 1921 года переехал в Минск. В дальнейшем занимался творческой и научной деятельностью (являлся одним из редакторов академического «Русско-белорусского словаря» (1953)).

Как писатель Я. Колас проявил себя во всех литературных родах (эпосе, лирике и драме ), а также на их стыке (лиро- эпосе).

Лирика Я. Коласа довольно многогранна как в проблемно-тематическом, так и в художественно-эстетическом плане. Его стихи сыграли большую общественно-воспитательную роль в период первой русской революции и в годы господства реакции. Наполненные чувством гнева и ненависти, они звали рабочих к сплоченности, утверждали неизбежность победы над угнетателями («Врагом», «Наша возьмет», «Будь тверд»).

Созданный писателем образ героя, убежденного борца за народное дело, - значительное достижение белорусского дореволюционной литературе.

Народное начало лирики Коласа в поэтизации крестьянского труда на земле, в которой мужик - белорус черпает свою силу и которая формирует его натуру. Работа для него - источник радости, самой поэзии бытия. Данная тематика наиболее отчетливо проявилось в таких стихах поэта, как «мужицкая нива » (1907), «На поле весной» (1908), «Жатва» (1908), «полевых работников » (1908), «Пахарь» (1909), «Песни весны» (1909) .

В стихах 1914-1916 гг. («Мысли солдата», «Врагом») поэт осуждал империалистическую войну, обличал ее захватнический характер, антинародную направленность, правдиво изображал крестьянина, участника войны, его психологию.

Ведущее место в лирике Я.Коласа занимает тема художника и искусства («Не спрашивайте, не проси...», «Певец», «Родные песни», «Песняру...»). Она решена в традициях передовой, революционно-демократической литературы как тема самоотверженного служения художника народу.

Выдающимся достижением является пейзажная лирика Я.Коласа. Она пропитана чувствами искренней удовольствия красотой родного края. Многие стихи о природе - «На поле весной», «Восток солнца», «Ночь», «Отлет журавлей», «Белые волокна», «Лес» - стали хрестоматийными, вошли в золотой фонд национальной литературы. Поэт искусно создал пластичные, объемные, зрительно ощутимые изображения белорусского природы.

На слова Я. Коласа написано много крупных музыкальных произведений : опера «Новая земля» - ком. Ю. Семеняко; «В пущах Полесья» (по повести «Трясина») - ком. А. Багатыров; и др.). Колосовскую поэзию для написания песен использовали композиторы М. Чуркина («Краска», «Весна», романсы «Моей любимой», «Гуси...»), А. Туранков (романсы «Восток солнца», «Дудка», песня «Радость ») и др. Образ писателя воплотили в произведениях изобразительного искусства И. Ахремчика, М. Купава, У. Стальмашонак, В. Шаранговича, Л. Щемелев и др. художники.