logo
Александр Журбин: штрихи к портрету

Заключение

Соната №3 «Прогулка по Нескучному саду» Александра Журбина - это знаковое явление в инструментальной музыке конца XX века. Жанр сонаты композитор воплотил по-своему - в современном духе. Главные составляющие элементы сонаты сохранены: это и контрастное сопоставление образов, их развитие и, в чем то, противопоставление. Чередование быстрых и медленных темпов также сохраняются композитором.

В трактовке жанра сонаты Журбин меняет только 2 элемента: количество частей и образный (тематический) конфликт. Да, соната «Прогулка по Нескучному саду» представляет собой сквозную композицию, где нет четко отграниченной I части, где происходит экспозиция, разработка и реприза основных тем; нет лирической медленной II или танцевальной III части, и нет объединяющего мощного финала. В «Прогулке по Нескучному саду» нет конфликтного противопоставления тем, нет скрупулезного вычленение и развитие мельчайших интонаций. Однако не в этом был творческий замысел композитора.

Александр Журбин, как было отмечено ранее получил блестящее классическое музыкальное образование, однако большую часть своей жизни и творческого потенциала отдал эстрадной музыке (во всех ее проявлениях). Его эстрадные композиции, будь то песни, музыка к фильмам или инструментальные произведения обладают завидной стройностью, логикой художественной мысли и классичностью форм. В свою очередь, в академические жанры Журбин привносит «свежие идеи», обновленные образы и темы.

«Прогулка по Нескучному саду» - это музыкальная поэма, это калейдоскоп воспоминаний, внутренних впечатлений, рожденных одним из самых живописных уголков Москвы «Нескучным садом». Композитор бережно хранит эти воспоминания, поэтому образы его сонаты такие воздушные, невесомые. Именно поэтому Журбин не делит свое произведение на части, не отграничивает разделы своей композиции, не сталкивает образы и темы. Для него - это единый образ, одно из самых личностных воспоминаний, возможно о своей юности, молодости, о столице нашей Родины.

В свою очередь, музыкальный язык сонаты Журбина очень современен - он в полной мере отразил новые веяния музыкального искусства последней трети XX века. Ценность этого произведения в том, что композитор показал как, в гармонии и взаимодействии, могут сосуществовать образы итальянской, русской, западноевропейской музыки; музыки народной и академической.

Александр Журбин творит и по сей день. Живя и работая в Нью-Йорке, композитор продолжает обращаться к народным истокам: к музыке своей страны, к музыке прошлого. Для нас, нынешних музыкантов - главной задачей является не придать забвению многовековую историю музыки и в каждом произведении видеть мельчайшие связи эпох, стилей, жанров, образов и тем. Видеть их не в различии, а в единстве.

Список литературы

1. Интернет-ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Журбин_Александр_Борисович

2. Моя музыкальная жизнь. -- М.: Зебра Е, АСТ, 2011.

3. Орфей, Эвридика и я. -- М.: Эксмо, 2006.

4. Композитор, пишущий слова -- М.: Композитор, 2005.

5. Александрzhurbin. Comпозитор -- М.: издательство «Хроникер», 2002.

6. Бычков В История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки- М.: Композитор, 2003.

7. Имханицкий М История баянного и аккордеонного искусства М.: издательство РАМ им Гнесиных, 2006.