logo
Анализ музыкальных произведений: В. Блажевич "Концерт №2" А. Гурилев "Ноктюрн"

Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева

Александр Львович Гурилев (22.09.1803г., Москва - 30.08.1858г., Москва) - русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

Родился в семье Льва Степановича Гурилева - крепостного музыканта графа В.Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца еще в детстве. Игре на фортепиано он учился у Джона Филда Джон Филд (англ., John Field, 26.07.1782г., Дублин -- 11.01.1837г., Москва) -- ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России., теории музыки его обучал - И.И. Геништа. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Н. Голицына.

В 1831 году, после смерти В. Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции - художниками и писателями, Гурилев пишет романсы на стихи Н.П. Грекова, А. Кольцова, И. Макарова. Некоторые романсы композитора были опубликованы известным издателем Бернардом Бернард Матвей Иванович (1794г., Курляндия - 27.04.1871г., Санкт-Петербург) - пианист, композитор, педагог, музыкальный издатель. Окончил Санкт-Петербургский университет; по игре на фортепиано ученик Филда. Издал много салонных пьес для фортепиано и транскрипций. в музыкальных журналах.

Наиболее известные романсы Гурилева - «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Д. Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко». Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано - инструмента, которым Гурилев хорошо владел.

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности Александр Львович Гурилев - певец - лирик - чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.

2.1 История жанра «Ноктюрн»

Ноктюрн (от фр., «nocturne» - ночной) - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово «nocturne» в этом значении впервые применил Джон Филд Джон Филд (от англ. John Field, 26.07.1782г., Дублин - 11.01.1837г., Москва) -- ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Большую известность получил в качестве пианист-виртуоза. Большую часть жизни провел в России. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром. в 1810х годах, хотя итальянский термин «notturno» От итал., «Notturno» - род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). существовал еще в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня.

Богатейшие лирические возможности ноктюрна достаточно исследованы. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся фактура, мелодика вбирает в себя декламационные обороты, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами, включая оперную арию, баркаролу и хорал.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грезы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира.