logo
Музыкальные термины

1.1 Определение и понятие тембров, и понятий натуральных тембров. Изложенные и смешанные

Тембр - это окраска, характер звука, качество по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного голоса или одного инструмента отличается от другого. Тембр зависит от формы колебаний звука и определяется числом и интенсивностью частичных тонов или обертонов - гармоник, его составляющих. В образовании тембра звуков нижнего регистра участвует 20 и более гармоник, у звуков среднего регистра 8 - 10 гармоник, у высокого всего лишь 2 - 3, поэтому звуки верхнего регистра, как правило, беднее по тембру.

Качество тембра зависит так же от наличия одной или нескольких формант (зоны сосредоточения звуковой энергии) на протяжении всего диапазона звучания инструмента, их местонахождения, ширины и формы. Звуки, входящие в зону действия форманты, попадают в тембровый фокус и звучат более характерно, рельефно и ярко. Обертоны извлекаемых звуков в зоне форманты приобретают больший размах и интенсивность. Количество и устойчивость формант определяется резонансовыми качествами голоса, инструмента или звучащего тела.

Музыкант, владеющий тембром, несмотря на самостоятельность тембровой характеристики каждого регистра своего инструмента, должен достигнуть единства звучания всего диапазона. Для достижения качества тембра необходимо наличие тембрового, а точнее художественного вкуса исполнителя, т.е. умение придавать звучанию инструмента необходимый тембр в зависимости от требований художественного момента.

Тембр является одной из важнейших субъективных характеристик звукового сигнала, которые лежат в основе механизмов слухового распознавания источников звука. Он также служит идентификатором физического механизма образования звука по целому ряду признаков. Проблема оценки музыкального тембра является одной из первостепенных в области исследования особенностей музыкального восприятия. Особенную актуальность она приобрела в последнее десятилетие в связи с интенсивными исследованиями в области автоматического компьютерного распознавания музыкальных тембров и их синтеза. Одно из свойств тембра как параметра, относящегося к субъективным характеристикам звукового сигнала, заключается в невозможности его конкретного вербального описания. "Ни в одном языке мира, а также в научной и инженерной терминологии нет таких слов, которыми можно было бы точно охарактеризовать такие понятия, как, например, тембр скрипки или тембр голоса певца" [3, 48].

Мы можем лишь найти ассоциативные связи определенных тембров с представлениями, относящимися к различным областям нашего восприятия (прибегая к таким определениям, как глухой, носовой, ясный, холодный, резкий, глубокий, темный и т. д.). Кроме того, восприятие и идентификация музыкальных тембров отличается у профессиональных музыкантов и у людей, восприятие которых не опирается на теоретические знания и исполнительский опыт. Основные отличия заключаются во временном интервале, который требуется для распознавания тембра и ассоциирования его с образами, хранящимися в памяти, который будет соответственно очень коротким у профессиональных музыкантов и на порядок более продолжительным у не музыкантов. Таким образом, тембр в контексте исследования специфики музыкального восприятия может быть определен как субъективная характеристика, идентифицирующая, помимо информации о высоте, громкости или длительности, "уникальность услышанного звукового объекта" [5, 46], которая формируется в нашей музыкальной памяти как определенная звуковая модель, способствующая распознаванию сигналов, обладающих родственной или тождественной характеристикой.

Начиная с 60-х гг. XX в., когда впервые было установлено, что тембр является многоразмерным объектом восприятия, зависимым от общей динамической обертоновой структуры звука, трансформирующейся под воздействием изменения громкости и высоты тона, были предприняты первые попытки установить признаки тембра путем систематизации и приведения результатов экспериментов к неким средним показателям [10; 12].

Полученные обобщенные шкалы позволили точнее идентифицировать тембры звуков различных музыкальных инструментов и связать их с временными и спектральными параметрами звуковых сигналов. Построение подобных шкал, представленных в трехмерном пространстве, получило определение как метод многомерного тембрового шкалирования (MDS - multidimensional scaling study).