Музыкальные термины

курсовая работа

1.2 Натуральные тембры

Тембр (франц. timbre, англ. timbre, нем. Klangfarbe) - окраска звука; один из признаков музыкального звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по которому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами.

Тембр определяется материалом, из которого изготовлен источник звука - вибратор музыкального инструмента, и его формой (струны, стержни, пластинки и пр.), а также резонатором (деки рояля, скрипки, раструб трубы и т. п.); на тембр влияет акустика помещения -- частотные характеристики поглощающих, отражающих поверхностей, реверберация и др. Тембр характеризуется количеством обертонов в составе звука, их соотношением по высоте, громкости, шумовыми призвуками, начальным моментом возникновения звука - атакой (резкой, плавной, мягкой), формантами - областями усиленных частичных тонов в спектре звука, вибрато и другими факторами. Тембр зависит также от суммарной громкости звука, от регистра - высокого или низкого, от биений между звуками. Слушатель характеризует тембр с помощью ассоциативных представлений - сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от различных предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие). Тембр сильно влияет на звуковысотную интонацию определённость звука (звуки низкого регистра с малым количеством обертонов в отношении высоты часто представляются расплывчатыми), на способность звука распространяться в помещении (влияние формант), на разборчивость гласных и согласных в вокальном исполнении.

Научно обоснованная типология тембра музыкальных звуков ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу, т. е. при восприятии звуков одному и тому же типичному тембру, например тембру скрипки, соответствует целая группа незначительно отличающихся по составу звуков. Тембр - важное средство музыкальной выразительности. При помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого - мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга - усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произведения; композиторы используют сочетания тембров (тембровая гармония), смены, движение, развитие тембров (тембровая драматургия). Продолжаются поиски новых тембров, их сочетаний, создаются электромузыкальные инструменты, а также синтезаторы звуков, позволяющие получать новые тембры. Особым направлением в использовании тембра стала сонористика.

Феномен натурального звукоряда как одно из физико-акустических оснований тембра оказал сильное влияние на развитие гармонии как средства музыкальной выразительности; в свою очередь, в 20 в. заметна тенденция средствами гармонии усиливать тембровую сторону звучания (различные параллелизмы, например, мажорными трезвучиями, пласты фактуры, кластеры, моделирование звучания колоколов и т. п.). Теория музыки с целью объяснения ряда особенностей организации музыкального языка неоднократно обращалась к тембру. С тембром в той или иной мере связаны поиски музыкальных строев (Пифагор, Д. Царлино, А. Веркмейстер и др.), объяснения ладово-гармонической и ладофункциональной системы музыки (Ж. Ф. Рамо, X. Риман, Ф. Геварт, Г. Л. Катуар, П. Хиндемит и др. исследователи).

Делись добром ;)