Музыкальные термины

курсовая работа

2.1 Понятия и определения штрихов и артикуляций

Говоря о штрихах, музыканты, как правило, упоминают об артикуляции, и наоборот - при рассмотрении артикуляции им приходится говорить о штрихе. Однако значения "артикуляции" и "штриха" различны у разных музыкантов, в результате чего различны (а порой - прямо противоположны) их выводы.

Цель данного раздела - установить верное с научной и целесообразное с практической точек зрения соотношение понятий "артикуляция" и "штрих".

И. Мозговенко говорит следующее: "...главным в понятии штриха ...следует считать звуковую окраску. Способы же оформления, получения штрихов мы назовем артикуляцией" [60, 81]. Его позиция ясна - артикуляция это способ игры, штрих - звуковой результат.

По мнению Ю. Должикова, штрихи "...находятся в прямой зависимости от артикуляции. Если артикуляция - первична, то штрих - вторичен" [35, 26]. Артикуляция понимается как работа произносительных органов, штрих - как характер звучания.

И. Пушечников трактует артикуляцию как совокупность двигательных приемов. Штрихами названы "...определенные формы звуков, возникающие в результате различной артикуляции" [73, 63]. Автор приходит к следующему выводу: ".. .артикуляция и достигаемый ею звуковой результат (штрих)

- есть явления, хотя и тесно связанные, но все же различные. Поэтому нецелесообразно в практике применять их в одном и том же смысле" [73, 66].

Проблемы произношения активно разрабатываются в методике игры на баяне. Б. Егоров полностью согласен с И. Пушечниковым - "артикуляцию" и "двигательные приемы" он отождествляет, а штрихи определяет как "...характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения" [36, 119].

Иную позицию занимает М. Имханицкий. Соглашаясь с тем, что штрих есть звуковой результат, Имханицкий, в отличие от предыдущих авторов, понимает артикуляцию как "характер произношения", т.е. следствие двигательных приемов. Артикуляция и штрих отличаются "...разными уровнями в логике музыкального интонирования. Если артикуляция .. .это уровень музыкального синтаксиса, т.е. уровень, на котором мы воспринимаем субмотивы, мотивы, фразы, предложения, то штрих - всегда уровень фонетический, на котором в языке рассматриваются слоги и их составляющие, то есть фонемы

- гласные и согласные" [40, 29].

Однако М. Имханицкий противоречит себе, когда утверждает что "..штрихи характеризуют лишь сопряженные между собой звуки и их не может быть менее двух" [40, 29]. Два сопряженных звука являются уже структурной единицей и могут относится к синтаксическому масштабно- временному уровню; но автор ясно говорит, что штрих относится к уровню отдельных тонов- "фонем".

Для нас важен следующий вывод М. Имханицкого: "...не штрих - конечный результат артикуляции, а артикуляция является результатом взаимодействия различных штрихов" [40, 27].

А. Сокол понимает артикуляцию как исторически сложившийся звуковой эталон, не имеющий принадлежности к конкретному инструменту. Вместе с тем, по его мнению, существуют средства артикуляции - музыкальный инструмент, игровые движения, акустическая среда; "взаимодействие материальных средств и "эталонов" произношения (артикуляций - Е.Т) в конкретном исполнительском акте и дает исполнительские штрихи, т.е. инструментальные воплощения художественно необходимых признаков интонационного образа..." [82, 27-28].

При всем различии мнений авторы склонны к разделению понятий - артикуляция это одно, штрих - другое, понятия эти хотя и близки, все же выражают разные стороны исполнительского процесса.

Однако этого противопоставления мы не встретим у И. Браудо. В своем труде "Артикуляция" проблему штрихов автор почти не затрагивает, но его методологические установки весьма существенны: "...при всей важности вопроса о культивировании штриховых приемов, не следует переоценивать значение этого мастерства, взятого самого по себе... В конечном счете искусство артикуляции вырабатывается не на оттачивании приемов, а лишь путем работы над исполнением произведений, по самой своей сути требующих определенных штрихов" [12, 110]. Как видим, выражения "штриховые приемы" и "искусство артикуляции" у автора по смыслу одинаковы.

Делись добром ;)