logo
Музыкальные термины

2.5 Музыкальные термины наиболее распространенные в эстрадной и джазовой музыке

Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри - существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.

Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.

Самый известный музыкальный термин - это "скрипичный ключ", его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин - это, безусловно, "джаз". У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.

Основополагающие термины в музыке

Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как: Арпеджио - чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим. Ария - вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра. Вариации - инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями. Гамма - чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения. Диапазон - интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса. Звукоряд - звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в музыкальных произведениях или в их отрывках. Кантата - произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором. Клавир - переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано. Опера - важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет. Прелюдия - вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения. Романс - произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью. Рондо - повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов. Симфония - произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы. Соната - инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует. Сюита - музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом. Увертюра - вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение. Фортепиано - объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей. Хроматическая гамма - гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд. Фактура - способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная. Тональность - характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые знаки альтерации, определяющие состав звуков. Терция - трехступенчатый интервал. Большая терция - два тона, малая - полтора тона. Сольфеджио - занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития. Скерцо - музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.

Термины, определяющие стиль и жанры музыки

Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:

Адажио (adagio) - спокойно, медленно.

Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.

Анданте (andante) - размеренно, не спеша, задумчиво.

Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.

Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.

Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.

Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.

Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.

Кон форца (con forza) - с силой, напористо.

Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.

Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.

Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.

Форте (forte) - громко, с силой.

Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.

Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно. Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.

Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.

Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.

Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.

Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.

Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.

Пиано (piano) - тихо, негромко.

Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.

Престо (presto) - быстро, интенсивно.

Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.

Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.

Стаккато (staccato) - отрывисто.

Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.

Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.

Терминология технического характера

- Скрипичный ключ - специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.

- Басовый ключ - значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.

- Бекар - значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.

- Диез - значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.

- Бемоль - значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.

- Дубль-диез - значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.

- Дубль-бемоль - значок , обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.

- Затакт - неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.

- Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.

- Квинтоль - форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение - цифра 5, под или над нотами.

- Ключ - значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.

- Ключевые знаки - значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.

- Нота - значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.

- Нотный стан - пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.

- Партитура - нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.

- Реприза - значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.

- Ступень - обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.