logo
Некоторые вопросы исполнения на аккордеоне французской клавирной музыки 18 века

Определение французской клавирной музыки

музыка французская клавирная мелизматика

Французский клавесинизм - это прежде всего множество (не менее 2000) инструментальных миниатюр, сочиненных со второй трети XVII века до конца XVIII века. Примерно 40 композиторов, сохранив художественную преемственность, образовали национально - характерную творческую школу. Эта школа также исполнительская: ее представители были выдающимися интерпретаторами своих сочинений.

Французский клавесинизм - целостный феномен. Клавесинисты создали и усовершенствовали жанр утонченной сольной инструментальной миниатюры, а он оказал влияние на развитие европейской музыкальной культуры в целом.

Ниже приведены исторические данные об условиях, в которых появилась французская клавирная школа.

Искусство Франции XVIII столетия тесно связано с условиями придворного и дворянского быта. Литература, скульптура, живопись, музыка и театр использовались для возвеличивания королевской власти. Стиль этого времени - рококо - ярко отражает быт светского общества. Для этого стиля характерна миниатюрность форм. Эта особенность проявилась также в обилии украшений - во всех видах искусства, и, даже в отделке одежды, салонов, мебели. В музыке характерны эти же черты: обилие мелких звуковых украшений и завитков, преобладание камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство галантных, кокетливых, игривых тем и образов. Инструмент клавесин находился в расцвете своего развития и популярности в эпоху рококо.

Музыка служила для увеселения публики в салонах, и не требовала внимательного восприятия. В начале XVII века в светском искусстве лидировала музыка для лютни. Первоначально исполнялась прикладная танцевальная музыка, затем постепенно появились миниатюры, специально предназначенные для слушания. Лютневое искусство оказало влияние на творчество композиторов-клавесинистов: они первые стали объединять различные по характеру танцы в многочастные сюиты; также развилась тенденция программного названия пьес. Причем уже тогда заявленные портреты реализовывались в музыке условно, в общих чертах.

Рождение клавесинной школы относят примерно к 1670 году, когда вышел первый клавесинный сборник Жака Шампиона де Шамбоньера. Этот музыкант достиг значительных творческих успехов и воспитал плеяду учеников - знаменитых музыкантов второй половины XVII века. Ученики Шамбоньера - Луи, Франсуа и Шарль Куперен, Жан-Анри Англебер, возможно, Никола-Антуан Лебег и другие.

Расцвет французской клавесинной школы пришелся на первую половину XVIII века, когда творили великие мастера: Франсуа Куперен-младший (сын Шарля Куперена) и Жан-Филипп Рамо.

Первый клавесинный сборник Франсуа Куперена (1713) включает 5 сюит, 3 четверти пьес сборника имеют программные названия. Первый сборник Рамо (1706) включает 10 пьес.

В 1716 и 1717 годах появилось издание Ф. Куперена “L Art de toucher le clavecin” (буквально - «Искусство касаться клавесина»). Автор называл это «весьма полезной» «методой», «абсолютно необходимой для исполнения его пьес в подобающем им стиле».

Рамо выпустил свою теоретическую работу «Метода пальцевой механики» (предисловие ко второму сборнику).

Современниками великих клавесинистов были так называемые малые мастера: Луи Клод Дакен, Жан Франсуа Дандриё, Никола Сирэ, Франсуа Д` Аженкур, Жозеф Боден де Буамортье и другие.

В последующее время наступил кризис жанра, связанный, прежде всего с появлением фортепиано, и наступлением эпохи классицизма.

Кроме французской школы сложились также другие национальные клавирные школы - во Франции, Германии и Италии, Англии. В итальянской музыке можно увидеть предпосылки оркестровости, она изобилует яркими контрастами, противопоставлением мотивов, когда французская - специфически клавесинная (как некоторое исключение - музыка Рамо с присущей ей оперностью, оркестровостью). Можно отметить, что каждая из перечисленных школ обладает индивидуальным обликом.

Следует особо остановиться на программности французской музыки. Композиторы особо уделяли внимание названиям своих пьес. Наиболее распространенные темы:

- жанрово-бытовые сцены («Вязальщицы», «Жнецы» и др.);

- картины природы («Лилии распускаются», «Тростники», «Кукушка», «Курица» и др.);

- женские портреты («Цыганка», «Принцесса» и другие);

- психологические состояния («Страдающая», «Нежные жалобы» и др.).

Но общие темы воплощены в творчестве каждого композитора по-разному. Поэтому для наиболее аутентичного исполнения желательно отдельно изучать индивидуальный почерк композитора.