Некоторые особенности переложения симфонических произведений для оркестра русских народных инструментов на примере финала второй симфонии П.И. Чайковского

дипломная работа

1. Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Камско-Воткинском заводе Вятской губернии Сарапульского уезда. Он стал вторым сыном горного инженера Ильи Петровича Чайковского и его жены Александры Андреевны (урожденной Ассиер).

О детстве и отрочестве Петра Ильича дошло очень немного сведений. Известно, что маленький Чайковский отличался особенной чувствительностью и впечатлительностью. Вот как вспоминает о нем гувернантка Фани Дюрбах: «Вечно с вихрами, небрежно одетый, по рассеянности где-нибудь испачкавшийся рядом с припомаженным, элегантным и всегда подтянутым братом, он на первый взгляд оставался в тени рядом с ним, но стоило побыть несколько времени с этим неопрятным мальчиком, чтобы, поддавшись очарованию его ума, а главное -- сердца, отдать ему предпочтение перед окружающими». По воспоминаниям Модеста, Фанни «в течение почти пятидесяти лет хранила как святыню малейшую его записочку, клочок бумаги, испачканный детской рукой» [12, 24с.]. Фанни Дюрбах утверждала, что прелесть этого ребенка проявлялась «ни в чем особенно и решительно во всем, что он делал. В классе нельзя было быть старательнее и понятливее, во время рекреации же никто не выдумывал более веселых забав; а в сумерки под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее. <…> Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок» [12, 24с.].

Чрезвычайная чувствительность маленького Чайковского проявлялась и в его детских стихах, пусть и неумелых, но необычайно искренних. Одним из таких произведений восьмилетнего мальчика было сочинение в прозе. Называлось оно («La mort» - «Смерть»). Приводим в оригинале:
«Ah! Lhomme qui est bon na pas peur de mourir. Oh! il sai bien que son ame entrera chez Bon Dieu. Aussi les enfants pur, bon, pieux et sage. Oh! ils seront des anges aux cieux! Moi je voudrai etre come cela un.»

«Ах! хороший человек не боится умереть. О! он знает хорошо, что его душа пойдет к Богу. Также дети хорошие, чистые, благочестивые и послушные. О! они будут ангелами на небе! я хотел бы быть таким!» [12, 33с.].

Повышенная возбудимость и чрезмерная чувствительность мальчика иной раз доходили до истерики. Другой стороной этой особенности являлись неуравновешенность и слезливость.

В семье Чайковских часто звучала музыка. В доме была оркестрина, на которой воспроизводились записи произведений Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. Александра Андреевна хорошо пела и играла на арфе. Романс Алябьева «Соловей» остался на всю жизнь любимой пьесой Чайковского. Мальчик рано начал подбирать на фортепиано услышанную музыку, проявляя замечательный слух и музыкальную память.

Позднее сам Чайковский вспоминал, что его склонность к музыке проявилась в четыре года: «Мать, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу музыки Марию Марковну [Пальчикову], которая преподала мне музыкальные основы. <…> Мое быстрое продвижение, которое выражалось так же в музыкальных импровизациях, не могло не вызвать удивления в тесном семейном кругу в заштатном, провинциальном местечке Вятской губернии на Урале, где прошли годы моего детства. Так продолжалось -- причем мои природные способности к музыке не привлекали особенного внимания моих родителей, предназначавших меня к карьере чиновника».

В сентябре 1848 года Чайковские переезжают в Москву, затем в Петербург, а в мае 1848 года - в Алапаевск. Разлука с любимой гувернанткой, родным домом и другом Венечкой стала для него первой серьезной душевной травмой.

Между тем родители по-прежнему весьма прохладно относились к увлечению сына музыкой. Не спрашивая его желания они решили отдать его в Императорское училище правоведения в Петербурге. И в начале августа 1850 года с матерью и сестрами он приехал в Петербург для поступления в приготовительный класс Училища. Во время пребывания в Петербурге, мальчик впервые побывал на представлении оперы Глинки «Жизнь за царя» и на балете Адольфа Адана «Жизель». В конце сентября мать с сестрами Петра вернулась в Алапаевск.

В течение двух лет пребывания в подготовительных классах Училища правоведения в письмах родителям, мы снова видим десятилетнего Чайковского повышенно чувствительным. Письма изобилуют ласкательными, уменьшительными эпитетами, захлебываются нежностями и патетическими излияниями тоски вкупе с непрестанными мечтаниями и мольбами о скорейшем свидании с отцом и матерью.

Не следует, однако думать, что подросток пребывал постоянно в печали и сентиментальном настроении. Как и все дети его возраста, он не прочь был повеселиться и попроказничать.

В мае 1852 года Чайковский успешно выдержал вступительный экзамен в Училище правоведения и был принят на младший курс. Семья Чайковских снова перебирается в Петербург.

13 июня 1854 года скоропостижно от холеры умирает мать Чайковского. На фоне пылкой привязанности к матери, которую Петр «любил какой-то болезненно-страстной любовью», ее внезапная смерть должна была обернуться для него невыразимой трагедией. Спустя двадцать пять лет, в годовщину ее смерти, он признавался в письме Надежде Филаретовне фон Мекк, что «это было первое сильное горе, испытанное мною. Смерть эта имела громадное влияние на весь оборот судьбы моей и всего моего семейства. <…> Каждая минута этого ужасного дня памятна мне, как будто это было вчера». [20].

Период обучения в Училище правоведения мало освещен в биографической литературе. Писем этих лет почти не сохранилось, а дневник под названием «Всё» Чайковский сжег в 1866 году.

Пожалуй, никто в те годы не разглядел в Чайковском будущего композитора. «Мои занятия музыкой в течение девяти лет, которые я провел в этом училище, были весьма маловажны… -- вспоминал он. -- И когда я возвращался во время каникул в родительский дом, там также целиком отсутствовала музыкальная атмосфера, благоприятная для моего музыкального развития: ни в школе, ни в семье никому не приходило в голову представить меня в будущем кем-либо другим кроме государственного служащего!».

Чайковский окончил Училище правоведения 13 мая 1859 года. Годы, проведенные в училище, не оставили у Чайковского теплых воспоминаний, По его окончании он избегал общения с соучениками. Уже через две недели он приступил к работе в чине титулярного советника в Департаменте юстиции.

Отрезок жизни Петра Ильича начиная с поступления на службу в Министерство юстиции и заканчивая занятиями в консерватории -- также недостаточно изучен его биографами. Именно в эти годы он испытал невероятный подъем творческой энергии. Это было сумбурное и тревожное время в жизни Чайковского.

Ревностная служба в Департаменте ожидаемых результатов не принесла. Модест свидетельствует, что Петра Ильича «обошли» назначением и вакансия выпала на долю другого: «Обиде и досаде его не было пределов, и я не боюсь высказать предположения, что эта неудача могла способствовать резкому повороту его в сторону музыкальной карьеры» [12, 136с.].

В 1861 году Чайковский неожиданно для всех поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию становится одним из первых её студентов по классу композиции.

С самого своего основания консерватория учредила такую образовательную программу, которая могла бы дать учащимся настоящую профессиональную подготовку. Каждый студент должен был изучать основные дисциплины, а также пройти курс, ориентированный на область его индивидуальной специализации. Чайковский снова предпочел теорию музыки и композиции, куда входили классы фортепиано, оркестрового инструмента и дирижирования. К осени 1863 года он успешно закончил классы гармонии и контрапункта Николая Зарембы и под руководством Рубинштейна приступил к изучению инструментовки. Кроме того, Петр Ильич дополнительно занимался по классу органной музыки с Генрихом Штилем, брал уроки флейты у Цезаря Чиарди и фортепиано -- у Антона Герке. Несмотря на занятость, он находил время петь в хоре Императорского русского музыкального общества.

По воспоминаниям товарищей по учебе и самого Рубинштейна, трудолюбие Чайковского оказалось поразительным. Будучи самым добросовестным студентом, он смог быстро освоить весь необходимый объем знаний и мастерства и уже в сентябре 1863 года числился в списке преподавателей консерватории в качестве «репетитора по теории». Именно в эти годы был заложен фундамент строгой музыкальной самодисциплины, столь характерной для его дальнейшей жизни и ставшей основой высокопрофессионального отношения к техническим аспектам музыкального ремесла.

Лето 1864 года Чайковский провел в гостях у князя Голицына в Тростинце. Там было написано первое произведение в области инструментальной музыки -- оперная увертюра к драме Островского «Гроза» -- «музей антимузыкальных курьезов» (по мнению Лароша). Рубинштейн так же отчитал начинающего композитора за это произведение.

Чайковский ведет занятия в классе гармонии, занимается переводом французской работы Франсуа Огюста Геварта «Руководство к инструментовке».

8 сентября 1865 года Петр Ильич пишет Александре: «Начинаю помышлять о будущем, т. е. о том, что мне придется делать по окончании в декабре курса консерватории, и все более и более убеждаюсь, что уже мне теперь нет другой дороги, как музыка» [14, 84-85с.].

Внешние обстоятельства складывались благоприятно. Чайковский был уже автором смычкового квартета, увертюры F-dur и «Характерных танцев». Николай Рубинштейн предложил ему место преподавателя в открывавшейся через год Московской консерватории. В конце года его «розовое расположение духа» было серьезно омрачено по его же вине. 29 декабря, испугавшись публичного экзамена, предшествовавшего исполнению его кантаты, он не явился на выпускной концерт. Кантата была исполнена в отсутствие автора под управлением Антона Рубинштейна. Начинающий композитор навлек на себя сильнейший гнев учителя, пригрозившего ему лишением диплома и сдержавшего свое слово: диплом был выдан Чайковскому лишь 30 марта 1870 года, когда директором консерватории стал Николай Заремба. Этот документ давал его обладателю звание «свободного художника» и свидетельствовал о награждении серебряной медалью. Золотой медали тогда не удостоился никто. Оценки, содержащиеся в дипломе, были следующие: успехи по теории композиции по классу профессора Зарембы и инструментовке по классу профессора А. Рубинштейна -- отличные, игры на органе по классу профессора Штиля -- хорошие, игры на фортепиано -- весьма хорошие, и дирижирования -- удовлетворительные.

Шестого января 1866 года Чайковский приехал в Москву. Душой Московской консерватории был тогда Николай Григорьевич Рубинштейн, замечательный пианист и дирижер, человек большой душевной силы и обаяния. Он предложил Чайковскому поселиться в своей директорской квартире, где тот прожил до сентября 1871 года. Первыми московскими друзьями Чайковского среди музыкантов стали Николай Дмитриевич Кашкин, Карл Карлович Альбрехт, инспектор консерватории и Николай Альбертович Губерт, профессор музыкальной теории. Тогда же он познакомился с Петром Юргенсоном, владельцем собственного издательства.

Музыка молодого профессора консерватории все чаще звучала на публичных концертах. 1 мая 1866 года Антон Рубинштейн дирижировал его Увертюрой f-moll в Михайловском дворце в Петербурге. 29 января 1867 года состоялась премьера увертюры на тему датского гимна так же под управлением Н. Рубинштейна. Сочинение было встречено очень тепло. Симфония «Зимние грезы» прозвучала на публике 3 февраля 1868 года. Исполнение прошло с успехом, автора много раз вызывали. Осенью того же года Чайковский сочинил симфоническую фантазию «Фатум». Тридцатого января 1869 года в Большом театре состоялась премьера его первой оперы «Воевода». Спектакль прошел с успехом: автора вызывали 15 раз и поднесли ему лавровый венок.

1868 году Чайковский знакомится с группой петербургских композиторов Ї членов «Могучей кучки». Между ними складываются дружеские отношения, не смотря на разность творческих взглядов. Тогда же Чайковский начинает выступать в печати как критик.

Осенью 1869 года Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Сюжет на тему Шекспира подсказал ему Милий Балакирев и составил вплоть до деталей план увертюры. Впервые она была исполнена 4 марта 1870 года под управлением Николая Рубинштейна, но это событие, к сожалению, осталось незамеченным. В увертюре впервые зазвучали главные темы будущего творчества Чайковского: психологическая драма несбывшейся любви и неутоленность юношеской страсти в соприкосновении с поглощающей темой смерти.

Новый, 1870 год ознаменовался для Чайковского приездом в Москву Римского-Корсакова и Балакирева. Среди новых сочинений этого периода выделяются шесть романсов (оп. 6). В начале 1870 года они были изданы, и два из них -- «И больно и сладко» (на слова Ростопчиной) и «Нет, только тот, кто знал» (на перевод Льва Мея «Песни арфиста» из четвертой книги романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейртера») -- сразу получили признание и часто исполнялись на концертах.

В начале февраля 1871 года Н. Рубинштейн предложил ему составить программу для его собственного авторского концерта в Малом зале Российского благородного собрания. Пригласить большой симфонический оркестр стоило немалых денег, и тогда по совету Рубинштейна Чайковский в течение месяца сочиняет и инструментует квартет.

Концерт состоялся 16 марта. В его программу входили фортепианные пьесы, дуэт из оперы «Воевода», романсы, новое вокальное трио «Природа и любовь» и Первый квартет. Все номера были встречены с энтузиазмом, но больше всего собравшиеся оценили новый квартет, особенно вторую его часть -- Andante cantabile.

Поразительна интенсивность развития дарования молодого Чайковского. За пять лет, с 1866 по 1871 год, он создал около трех десятков произведений. Среди них две оперы, одна симфония, две симфонические фантазии, увертюра, сборник из 50 обработок русских народных песен, двенадцать пьес для фортепиано, квартет и многочисленные переложения, переработки и сочинения к драматическим спектаклям. Из всего этого, несомненно, заявкой зрелого мастера стали Первая симфония, «Ромео и Джульетта» и Первый квартет.

В начале 1870-х годов Чайковский все сильнее тяготится своими обязанностями в Московской консерватории. На преподавание уходит много драгоценного времени, которое он с удовольствием посвятил бы сочинению музыки.

Постоянная нужда в деньгах угнетала Чайковского. Он принадлежал к той категории людей, которые «не умеют считать деньги». Хоть как-то разрешить эту проблему ему позволяла деятельность музыкального критика. С 1871 по 1875 год, он регулярно делал обзоры московской музыкальной жизни в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». По долгу критика он прослушивал множество произведений. С одинаковой страстью он боролся с засильем итальянской оперы, крайностями в пропаганде русской народной песни и воспитывал вкус читателей, просвещая их на предмет оперы русской.

26 января 1873 года с триумфом состоялась премьера его Второй симфонии. В марте Чайковский за три недели пишет музыку к сказке-феерии «Снегурочка», только что сочиненной Островским. Премьера состоялась 11 мая: пьеса успеха не имела, музыка же публике понравилась.

7 декабря впервые была исполнена фантазия «Буря». Тема Шекспира была подсказана Чайковскому критиком Стасовым. Музыка произвела хорошее впечатление и на музыкантов и на автора и на «балакиревцев».

Весь декабрь и часть января нового, 1874 года Чайковский работал над Вторым квартетом. 12 апреля состоялась премьера оперы «Опричник» в Петербурге. К этому дню из Москвы прибыла вся консерваторская профессура во главе с Николаем Рубинштейном. По словам Василия Бесселя, «представление было настоящим триумфом Чайковского». Однако позднее, в письме кузине Анне Мерклинг Чайковский признавался: «Я должен открыться тебе: моя опера, по правде сказать, весьма слабое произведение; я очень недоволен ею, а вызовы аплодисменты на первом представлении нимало не вводят меня в заблуждение» [14, 351-353с.].

Подобные заявления, часто повторявшиеся в его жизни, свидетельствуют о том, что он был способен не только на трезвый и критичный взгляд на результаты своего труда, но и на глубокие сомнения в себе, подобно другим гениям, не теряя при этом веры в достижение творческих вершин.

Летом 1874 года Чайковский создает оперу «Вакула» и отправляет ее на анонимный конкурс Русского музыкального общества. Спустя год опера «Кузнец Вакула» получила первую конкурсную премию и была принята к постановке в Мариинском театре. После премьеры Чайковский констатировал: «“Вакула” торжественно провалился» [12, 481с.]

В октябре Чайковский начинает работу над Первым концертом для фортепиано с оркестром и заканчивает его к 21 декабря. Несмотря на разнос и внушения Рубинштейна по поводу материала концерта, Чайковский отдает его в печать в первоначальном виде, без купюр. Инцидент вызвал охлаждение отношений между Чайковским и Н. Рубинштейном и затяжную депрессию у композитора.

В Январе 1876 года под управлением Эдуарда Направника прозвучали Третья симфония и Второй квартет. В прессе отзывы о симфонии и квартете разнились.

С января 1876 года журнал «Нувеллист» начал каждый месяц печатать в качестве приложения фортепьянные пьесы «Времена года», которые композитор сочинял в свободное время ради денег.

2 марта на вечере в доме у Николая Рубинштейна впервые был исполнен Третий квартет Чайковского. Квартет вызвал всеобщее одобрение.

Еще весной 1875 года Чайковский получает заказ из дирекции Большого театра написать музыку для балета «Озеро лебедей». «Сочинению музыки предшествовали долгие совещания с балетмейстером Большого театра. С его помощью была выработана программа танцев и весь сценарий балета» (из воспоминаний Кашкина). 10 апреля 1876 г. балет был завершен. Премьера состоялась только 20 февраля 1877 года. Балет пользовался успехом у зрителей и выдержал на сцене Большого театра почти шесть сезонов и 39 спектаклей.

Всю весну 1876 года Чайковский проболел, простудившись на охоте в Глебове, а летом по совету врачей решил отправиться за границу и пройти курс лечения на водах в Виши. После лечения и путешествия за границей в компании Модеста и Анатолия 31 июля/12 августа Чайковский приезжает в Байрейт на представление «Кольца нибелунга» Вагнера. Тетралогия заинтересовала Чайковского как сценическое представление. О музыке Вагнера он написал в письме Модесту: «Прежде людей старались восхищать музыкой, теперь их терзают и утомляют. Разумеется, есть чудные подробности, -- но все вместе убийственно скучно!!!».

В середине декабря Чайковский знакомится с Львом Толстым. По просьбе Петра Ильича Рубинштейн организовал для Толстого концерт из камерных и вокальных произведений Чайковского.

1877 год стал для Петра Ильича в истории взаимоотношений с женщинами и роковым, и судьбоносным. Разрушительной и едва ли не гибельной оказалась пресловутая женитьба на Антонине Милюковой; благотворной и даже спасительной стала единственная в своем роде «эпистолярная дружба» с Надеждой Филаретовной фон Мекк, начавшаяся в то же самое время.

С мая Чайковский работает над оперой «Евгений Онегин». Возможно, что, увлекшись сюжетом, он, как это часто бывало в процессе творчества, оторвался от реальности, стал идентифицировать себя с Онегиным, а Антонину Милюкову - с Татьяной. Это послужило катализатором в драматической истории женитьбы. Кроме того, стимулом к женитьбе было стремление композитора покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни. В итоге, 6 июля Чайковский женится. С супругой Петр Ильич прожил под одной крышей в общей сложности около месяца - с 6 по 26 июля и с 11 по 24 сентября. Возненавидел жену лютой ненавистью и сбежал заграницу в состоянии близком к безумию. В этот тяжелый для композитора период поддержку ему оказали его родственники, друзья, и, несомненно, его меценатка и «лучший друг» - Н.Ф. Фон Мекк.

Надежда Филаретовна подарила композитору четырнадцать лет полноценной творческой жизни, освободив его от необходимости думать о заработке на «хлеб насущный». Чайковский ей посвятил не только Четвертую симфонию, посвященную «лучшему другу», и счастье своего исполненного нежности и благодарности доверия, ставшего для нее источником величайшего утешения и наслаждения («Фатум, против которого я бессильна»), -- но и бессмертие в исторической памяти: их имена соединены навеки.

Оправившись после матримониальной катастрофы, Чайковский возвращается к творчеству.

Он работает над «Орлеанской девой», заканчивает ее к августу. В Риме пишет «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра на темы итальянских плясок и песен в характере испанских увертюр Глинки. Сборник «Шесть дуэтов» и цикл из семи романсов посвящает племяннице Тане. Работает над двумя совершенно разными произведениями -- серенадой для струнного оркестра и торжественной увертюрой «1812 год».

С большим успехом 21 ноября 1881 года на закрытом концерте в консерватории была исполнена Литургия святого Иоанна Златоуста, сочиненная еще в 1878 году. 15 декабря в Большом театре в третий раз был поставлен «Опричник». 11 января в Большом театре состоялась премьера оперы «Евгений Онегин». А 13 февраля в Мариинском театре состоялась премьера «Орлеанской девы».

Денег, посылаемых Надеждой Филаретовной, композитору не хватало. Чтобы покрыть собственные расходы и расходы братьев, он решил запросить три тысячи рублей от императорской казны с постепенным погашением долга из поспектакльной оплаты. По докладу обер-прокурора, император переслал для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. 10 февраля 1885 года Чайковского избирают членом дирекции Московского отделения Русского музыкального общества.

Чайковский перерабатывает оперу «Кузнец Вакула» (новое название «Черевички»). Первая постановка состоялась 19 января 1887 года в Большом театре в Москве под управлением автора.

В период 1880-90 годов из-под пера Чайковского выходят произведения вошедшие в мировую классику музыкального искусства: опера «Чародейка», балет «Спящая красавица», Пятая симфония, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Гамлет», опера «Пиковая дама».

Чайковский стал одним из первых русских композиторов, кому было суждено лично познакомить Запад со своими произведениями. До него это довелось сделать лишь Глинке концертом в Париже и Антону Рубинштейну. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых: Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс.

6 апреля 1891 года Чайковский отплывает в Америку. Первый концерт в Нью-Йорке состоялся 23 апреля, в день открытия Карнеги-холла. Оркестр под управлением Чайковского исполнил коронационный марш, сочиненный им еще в 1883 году. В течение 25 дней, проведенных в Америке, Чайковский выступал помимо Нью-Йорка также в Балтиморе и Филадельфии. Американская публика и пресса с восторгом приняли русского композитора.

20 мая Петр Ильич вернулся в Петербург.

В 1891-1893 годах Чайковский создает балет «Щелкунчик», одноактную оперу «Иоланта», Третий концерт для фортепиано с оркестром и Шестую, «Патетическую» симфонию.

16 октября состоялось первое исполнение Шестой симфонии в Петербурге под управлением Чайковского.

Спустя 9 дней композитор скончался от острой формы азиатской чумы.

Делись добром ;)