Некоторые особенности сонатной формы в поздних фортепианных сочинениях Л. Бетховена (на примере сонаты ор.110 №31)

курсовая работа

Введение

Произведения, созданные Бетховеном в последние десять лет жизни,- исторически переломную эпоху, когда на смену «венскому классицизму» пришли новые музыкальные течения, не случайно привлекают внимание музыкантов-исполнителей и вызывают интерес музыковедов. Их неоспоримая высочайшая художественная ценность, особая сложность и глубина идейного содержания, новаторство выразительных средств и приемов композиции,- все это дает благодарный материал и для исполнителя, и для исследователя. Поздний период бетховенского творчества интересен, прежде всего, переплетением различных, на первый взгляд противоречивых, стилистических тенденций. Многое в нем ведет к музыке композиторов-романтиков - как исторических современников Бетховена, так и представителей последующих поколений. В то же время отдельные черты стиля поздних произведений вызывают параллели с музыкой XVIII века - Бахом и ранним венским классицизмом [11, С.62].

Фортепианную сонату можно было бы назвать «творческой лабораторией» композитора, если бы не одно важнейшее обстоятельство. При всей необычности и смелости бетховенских фортепианных сонат, ни одной не свойствен характер экспериментальной незаконченности. В них нет и следа рыхлости формы, недостаточной откристаллизованности тематизма или его перегруженности, что бывает свойственно искусству импровизационного или «лабораторного» склада. Каждая бетховенская соната -- завершенное художественное произведение; все вместе они образуют подлинное сокровище классической мысли в музыке.

Огромный диапазон образов и настроений -- от мягкой пасторали до патетической торжественности, от лирического излияния до революционного апофеоза, от высот философской мысли до народных жанровых моментов, от трагедии до шутки -- характеризуют тридцать две фортепианные сонаты Бетховена, созданные им на протяжении четверти столетия [9, С.114].

Разнообразие художественных замыслов, характерное для фортепианного творчества Бетховена, самым непосредственным образом отразилось на особенностях сонатной формы. Ее трактовка предельно индивидуализирована. Подобно тому, как отличаются интонации светлой «Авроры» от трагически страстных тонов «Аппассионаты», в той же мере своеобразно построение каждой из них.

Любая бетховенская соната -- самостоятельная проблема для теоретика, занимающегося анализом структуры музыкальных произведений. Все они отличаются друг от друга и разной степенью насыщенности тематическим материалом, его многообразием или единством, большей или меньшей степенью лаконичности или пространности в изложении тем, их завершенности или развернутости, уравновешенности или динамичности

Сонатные принципы, сложившиеся в зрелом стиле Бетховена, в поздний период претерпевают существенную эволюцию; доведя до высшей ступени формирование венско-классического сонатного allegro, Бетховен в поздних произведениях вносит в сонатную форму новые черты (появление первых сонатных частей в более медленном, чем обычно, темпе связано с одной из существенных тенденций позднего бетховенского периода - лиричностью первых частей циклов) [11, С.95].

Бетховен завершает этап развития классической сонаты. Его фортепианные сонаты представляют высшие достижения венских классиков. Именно в творчестве Бетховена жанр классической сонаты максимально эволюционирует и завершает свое развитие. Из многочисленных проблем, возникающих при анализе фортепианных сонат Бетховена, в данной работе рассматривается ограниченный круг вопросов.

Рассмотрение новых музыкальных форм в позднем фортепианном стиле Л. Бетховена, а также особенностей сонатной формы в фортепианной сонате ор.110 №31 (I ч.) и составляет актуальность данной работы.

Объектом исследования является поздний фортепианный стиль Бетховена.

Предмет исследования - первая часть фортепианной сонаты ор.110 №31.

Цель работы - рассмотрение особенностей сонатной формы в поздний период творчества Бетховена.

Задачи:

· показать обширный диапазон творчества Бетховена на основе изученной литературы, посвященной творчеству композитора;

· осветить черты позднего фортепианного стиля Бетховена;

· проделать композиционный анализ первой части фортепианной сонаты ор.110 №31.

«Сонаты Бетховена - это вся жизнь человека.

Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не переломились бы в музыкально-философском плане…»

Б. Асафьев

Делись добром ;)