Анализ формы и средств выразительности Вальса cis-moll (op. 64 № 2) Ф. Шопена

курсовая работа

Введение

Вальс - это парный танец в трёхдольном размере (3/4 3/8 6/8) умеренно быстрого темпа, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением. Название «вальс» появилось в 70-е гг. XVIII века как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной Германии и Австрии. С начала XIX века вальс - самый популярный танец во всех слоях европейского общества. С этого же времени танец начинает постепенно проникать в профессиональную академическую музыку.

В высоком художественном претворении вальс прозвучал уже в творчестве Ф. Шуберта и К.М. Вебера. Эти композиторы своими пьесами в жанре вальса положили начало процессу поэтизации бытового прикладного танца. Суть его заключалась в отходе от понимания вальса как чисто танцевальной пьесы, в насыщении его глубоким художественным содержанием.

Такой новый взгляд на бытовой танцевальный жанр повлёк за собой включение его в высшие формы академической европейской музыки. Так, уже в симфониях Ф. Шуберта часто используются темы, основанные на вальсообразном движении. Ещё дальше пошёл французский композитор Г. Берлиоз, который ввёл вальс в качестве самостоятельной части в симфонический цикл («Фантастическая симфония»). В дальнейшем его начинание было продолжено и другими европейскими композиторами. Среди прочих необходимо особо отметить П. Чайковского (6-я симфония), который к тому же оставил замечательные примеры данного жанра в своём балетном творчестве (вальсы из балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик»).

Если же говорить о том, кто стоял у истоков поэтизации вальса в русской музыке, то здесь в первую очередь следует назвать имя М. Глинки с его подлинной поэмой в жанре вальса - «Вальсом-фантазией».

Значение и популярность вальса в XIX веке были столь велики, что некоторые композиторы в своём творчестве посвящали себя исключительно этому танцу. Например, И. Штраус-сын, который за свои великолепные вальсы даже получил прозвище «короля вальса».

В ХХ веке к вальсу также обращались многие европейские авторы. Особое распространение этот жанр получил среди русских композиторов (вальсы Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, В. Гаврилина и др.), которые, как правило, включали вальс в качестве составного номера в крупные сценические произведения (опера, балет, музыка к кинофильму).

Среди ярких и широко известных примеров произведений в жанре вальса в белорусской музыке можно вспомнить «Майский вальс» И. Лученка, Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» А. Богатырёва, вальсы В. Солтана (Концертный вальс и Вальс из оперы «Дикая охота короля Стаха»).

Возвращаясь в нашем обзоре развития жанра вальса к XIX ст., следует заметить, что, несмотря на попытки нового взгляда на бытовой танец, в вальсах композиторов начала века была ещё очень значительна зависимость от бытовых танцевальных образов и форм.

В творчестве Ф. Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра уходят на второй план. Можно сказать, что у Ф. Шопена вальс становится не музыкой для танца, а музыкой для слушания, насыщается сложным психологическим содержанием.

Несмотря на то, что в творчестве Ф. Шопена вальс не занял столь значимого места, как полонезы или мазурки, композитор обращался к этому жанру на протяжении всего творческого пути. И если первые вальсы, созданные ещё в детские и юношеские годы, близки шубертовским или веберовским, то, к примеру, Три вальса ор. 64 (в число которых входит и избранный нами для анализа Вальс cis-moll), подобно этюдам композитора, перерастают в развёрнутые концертные пьесы, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники письма и виртуозного пианизма.

Исследователи творчества Ф. Шопена условно разделяют созданные им вальсы на две группы. К первой относятся блестящие виртуозные концертные пьесы, прототипом которых можно считать «Приглашение к танцу» К.М. Вебера. В качестве примера назовём следующие вальсы: ор. 18 (Es-dur), ор. 34 № 1 (As-dur), ор. 34 № 3 (F-dur).

Вторую группу составляют не столь эффектные, но психологически углубленные лирические фортепианные поэмы. Они, как правило, проще в техническом отношении и рассчитаны не только на концертное исполнение, но и на домашнее музицирование (ор. 69 № 2 (h-moll)). К данной группе относится также избранный нами для анализа Вальс cis-moll (op. 64 № 2).

Каждый вальс Ф. Шопена - это законченный художественный образ. Виртуозные «блестящие» вальсы - это как бы великолепные музыкальные зарисовки картин светского бала. Лирические вальсы с их тончайшей сменой настроений полны поэтической прелести.

Несмотря на различное содержание вальсов Ф. Шопена, все они имеют общие черты. Это - красота и щедрость чудесных мелодий, гармоническое богатство, изящество разнообразной, порой изысканной фактуры, филигранно отточенная форма, ритмическое своеобразие, во многом обусловленное народными истоками шопеновского творчества.

Делись добром ;)