2.3 Роль инструментального сопровождения
Роль инструментального сопровождения в этом произведении очень велика, так как эта сцена из оперы, где сопровождением является симфонический оркестр, выразительные средства которого не уступают хоровым, порой являясь главнейшими в формировании художественного образа произведения.
Оркестровое сопровождение этой сцены нельзя сводить только к аккомпанирующей функции.
В первом хоре («Ах ты, свет Людмила») в тт. 13-28 пение хора сопровождает медный оркестр, находящийся на сцене, подчеркивая траурный характер музыки. Во второй вариации («Горе нам!») тема поручена оркестру (тт. 45-60). Проведение темы в оркестре усложнено имитациями, синкопами и акцентами на слабых долях. Необходимо отметить своеобразный характер общего звучания, который достигается проведением темы в низких голосах оркестра. Постепенное нарастание общей звучности, усложнение музыкальной ткани и горестные восклицания хора создают глубоко трагическое настроение. В третьей вариации (тт. 61-76) тема, как зловещая тень, проходит в низком регистре фагота (staccato) на фоне едва слышного тревожного тремоло смычковых инструментов. В четвертой вариации (тт. 77-92) тема также излагается в оркестре (F-dur, прозрачное четырехголосное звучание кларнетов и фаготов).
В сопровождении второго хора звучание оркестра меняется, становится более легким. За счет использования деревянных духовых инструментов, более мелких длительностей, пассажей, исполняемых флейтой, создается яркий, светлый образ.
опера хоровой глинка партитура
- Введение
- Глава 1. Обзор творчества авторов произведения
- 1.1 Творческий портрет композитора
- 1.2 Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки
- 1.3 Краткая характеристика творчества А.С. Пушкина
- 2.1 Музыкально-теоретический анализ
- 2.2 Вокально-хоровой анализ
- 2.3 Роль инструментального сопровождения
- 2.4 Исполнительский план
- Заключение