logo search
В.Ф. Одоевский - деятель русской музыкальной культуры

II. Роль В.Ф. Одоевского в российской музыкальной культуре

В.Ф. Одоевский с ранних лет увлекался музыкой и музыкальной теорией. Известно, что В.Ф. Одоевский не только писал о музыке интересно и увлекательно, но и сам был блестящим исполнителем, придерживающимся баховской традиции в фортепианной игре. Музыкальный критик В.Ф. Ленц утверждал, в частности, что князь Одоевский «был ученый музыкант... Бахова музыка была ему как своя. На Фильдов лад он играл превосходно, прямо читая с листа» Ленц В.Ф. Приключения лифляндца в Петербурге // Князь В.Ф.Одоевский в критике и мемуарах. Электронный ресурс: [http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/text_0560.shtml].. Также стоит отметить, что своей деятельностью В.Ф. Одоевский во многом способствовал основанию Московской консерватории Махлина С.Т. Указ. соч. - С. 104..

Одоевский называл музыку «высшей ступенью души человека», в орудиях которой «сокрыто таинство возбуждения возвышеннейших чувств в душе человека; каждый новый шаг их к успеху приближает их к той духовной силе, которой они должны служить выражением; каждый новый шаг их есть новая победа человека над жизнью...» Одоевский В.Ф. Себастиян Бах. // Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. - М., 1982. - С. 189.. Музыка, по его мнению, открывает таинственный смысл символов божественного проявления жизни Там же. - С. 171.. Так музыка из вида творчества у Одоевского обратилась в философскую категорию. Анализируя особенности музыки, он смог обнаружить в ней отражение работы человеческого сознания.

Таким образом, позиция В.Ф. Одоевского заключается в том, что внутренние движения души - мысли, яркие чувственные образы, эмоции непосредственно закодированы в музыкальных произведениях. В свою очередь посвященные лица, то есть творцы, в состоянии их дешифровать.

Вклад Одоевского в теорию музыки весьма значителен. В особенности он увлекался И.С. Бахом, исследуя его творчество в теоретическом и практическом аспекте. В начале XIX в. музыку Баха в России знали немногие. Это не мешало Одоевскому отстаивать значимость его творчества перед модными тогда музыкальными течениями.

Известно сочинение В.Ф. Одоевского «Себастиян Бах», в котором ему удалось раскрыть глубинные формы понимания творчества Баха. В этой повести уделяется значительное внимание осмыслению роли музыки в обществе, а также дается профессиональный разбор специфики ее выразительных средств, особенностей баховской полифонии Махлина С.Т. Указ. соч. - С. 107..

С позиций музыкальной теории Одоевского, прежде всего, привлекала теория темперации. Записывая в рамках своих исследований народные напевы, он обратил внимание на то, что классическая, равномерно темперированная, хроматическая гамма не подходит для воспроизведения музыкальных ладов, используемых в народной музыке. Этим открытием Одоевского определилось направление его дальнейших исследований в области музыки, доказав эффективность методов экспериментальной науки.

Одоевский был страстным собирателем русского музыкального наследия, а также православной церковной музыки, уделяя значительное внимание сохранению и реставрации музыкальных произведений.

Обращение к анализу церковной музыки стало результатом исследований различных проявлений языка музыки. В частности, Одоевский первым раскрыл смысл крюков в записи древнерусских песнопений Там же. - С. 108..

Обратившись к изучению древних церковных ладов, Одоевский выяснил, что и в данном случае традиционная музыка не укладывается в рамки, задаваемые равномерной темперацией, что подтолкнуло его к изучению возможностей энгармонических музыкальных инструментов. По итогам данных исследований им были выпущены статьи «Русская и так называемая общая музыка», «Об исконной великорусской песне», «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки», «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов», «Музыка с точки зрения акустики» и др.

В книге «Опыт о музыкальном языке или телеграфе, могущем посредством звуков выражать то, что выражается словами и служит пособием для различных сигналов, употребляемых на море и на сухом пути», выпущенной в 1833 г., уделяется внимание особенностям языка музыки, особенностями которого Одоевский всегда активно интересовался. Автор выяснил, что «язык музыки не может быть ни систематизирован, ни классифицирован. Можно лишь выделить отдельные закономерности, присущие тому или иному музыкальному стилю. Но для понимания этого языка необходима серьезная подготовка как авторов, создающих музыкальные произведения, так и тех, кто их воспринимает» Там же. - С. 108.. Здесь автор рассматривает музыку как «язык, передающий внутренние движения души, эмоциональную сферу человеческой жизни, сопровождающей наши интеллектуальные и образные аспекты восприятия действительности» Там же. .

Раскрывая особенности музыкального языка, Одоевский обратил внимание на связь музыки с математики. В одной из ранних статей Одоевского встречается такая запись: «Древние подозревали, что луч света может быть разложен на составные части и подчинен математическим выкладкам. Мы - древние; изящные искусства - луч света; когда-нибудь найдем их вычисление» Одоевский В.Ф. Парадоксы // Цит. по: Кружнов Ю. Городок мысли в табакерке страданий (Музыкально-философский мир Владимира Федоровича Одоевского) // РМО. Электронный ресурс: [http://www.irms.ru/odoevsky.html]..

Эту мысль он впоследствии развил в художественно-философском цикле «Русские ночи», где подверг художественному анализу мысль о разложимости явления искусства. Эта же концепция разворачивается и в знаменитой сказке «Городок в табакерке», где маленький мир внутри музыкальной игрушки предстает в виде системы механизмов, нарушить которую можно, повредив лишь одну пружинку.

С целью развития и подтверждения на практике своих музыкальных теорий В.Ф. Одоевский заказал у фортепианного мастера А. Кампе специальный инструмент - энгармонический клавицин. Он представлял собой стандартное молоточковое фортепиано, но, при этом его чёрные клавиши разделялись на две части. А между клавишами «си»-»до» и «ми»-»фа» также располагалась одна чёрная клавиша, тогда как у обычного фортепиано такие клавиши отсутствуют См.: Одоевский Владимир Фёдорович // Все о великих людях истории. Электронный ресурс: [http://www.clubmck.ru/main/511.html].. Данный инструмент позволял Одоевскому глубже исследовать особенности хроматических гамм и их соответствия различным музыкальным традициям.

В.Ф. Одоевский был авторитетным музыковедом. Также он общался с известными музыкантами своего времени: М. Виельгорским, А. Верстовским, М. Глинкой, А. Даргомыжским. Известно, что советами Одоевского неоднократно пользовался М. Глинка во время написания оперы «Жизнь за Царя». Кстати, успешная постановка этой оперы также праздновалась на квартире князя Одоевского Кони А.Ф. Указ. соч. . Одоевский был одним из первых, кто признал талант М. Глинки и всячески его приветствовал.

Как музыкальный критик В.Ф. Одоевский сохранил философский подход к музыковедению. Он был убежден, что только музыке дано «высокое предназначение выражать сокровеннейшие чувства человека, ему не вполне понятные» Кружнов Ю. Городок мысли в табакерке страданий (Музыкально-философский мир Владимира Федоровича Одоевского) // РМО. Электронный ресурс: [http://www.irms.ru/odoevsky.html].. Обращаясь, например, к произведениям М. Глинки, он обращает внимание на признаки психологизма в музыке, чувствуя в ней трагическое начало. Такой подход к анализу музыки был достаточно новаторским для своего времени. Впоследствии обнаружилась связь концепций Одоевского с еще неизвестными тогда понятиями «симфонизм», «музыкальная драма» и др., которые потом будут разрабатываться музыкальной критикой.