5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
Гармонический слух - музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, и ко всякой многоголосной музыке.
Штумпф впервые обратил внимание на тот факт, что степень слияния зависит от отношения частот колебаний звуков.
Консонирующие (благозвучные) интервалы дают гораздо большую степень слияния, чем диссонансы. В пределах же консонансов степень слияния находится в прямой связи со степенью консонантности: чем совершеннее консонанс (чем больше он приближен к звучанию одного звука), тем больше степень слияния. Так, при уменьшении степени слияния мы начиная с некоторого пункта слышим уже не один звук, а комплекс звуков, или, говоря другими словами, простое ощущение превращается в сложное ощущение. Но переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучия не означает простой замены одного ощущения несколькими. Он означает переход от простого ощущения к сложному, переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно.
- Введение
- 1. Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
- 2. Физиологические механизмы восприятия звука
- 2.1 Физиологические основы слуха
- 2.2 Слуховые ощущения
- 2.3 Звуковысотный слух
- 3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон
- 4. Психологические предпосылки возникновения музыки
- 5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты
- 5.1 Тембр. Его связь с высотой
- 5.2 Музыкальная высота
- 5.3 Ладовое чувство
- 5.4 Два компонента мелодического слуха
- 5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
- 5.6 Консонанс и диссонанс
- 5.7 Чувство ритма