logo search
Выразительные приемы и их роль в дирижерской практике

2.5 Ферматы. Паузы. Полиритмия. Полиметрия

Ферматы. Необходимо остановиться на еще одном выразительном элементе дирижирования - показе фермат. Фермата, или остановка в дирижировании, обозначается специальным знаком, который может означать увеличение продолжительности звучания аккорда или звука, а также паузы в полтора-два раза. На фермате тактирование прекращается, но при этом дирижер продолжает регулировать звучность, показывать усиление или ослабление звучности в зависимости от динамики музыки.

Ферматы бывают различных видов: снимаемые или неснимаемые, на сильной или слабой доле такта, заключительные или серединные, на паузе или тактовой черте.

Снимаемая фермата требует снятия, прекращения звучания после истечения ее длительности. После снимаемой ферматы всегда наступает перерыв в звучании. Снимаемая фермата требует от дирижера ауфтакт к ее показу, остановки рук, выдержки длительности ферматы и подготовительного ауфтакта к снятию, движения, показывающего снятия звука. Фермата под последним аккордом, завершающим все музыкальное произведение, всегда значительнее и ярче, чем в середине произведения.

Неснимаемая фермата - это серединная фермата, она встречается только внутри музыкального произведения. Она не требует показа снятия звука, после не наступает пауза или цезура. Неснимаемая фермата подчеркивает значительность какого-либо аккорда или звука и удлиняет его в процессе развития музыкального материала.

При фермате на звучании правая рука дирижера движется, причем движение это не прекращается вплоть до окончания звучания ферматы. На фермате же во время паузы рука неподвижна.

При техническом выполнении ферматы следует особое внимание уделить тому, как ставится точка ферматы на «плоскости» и выполняется ауфтакт к продолжению звучания без перерыва в дыхании.

Паузы. Паузы играют роль знаков препинания в двигательной дирижерской речи. От них зависит осмысленность звучания произведения. «...Без внутреннего ощущения и точной передачи... финальных пауз у слушателей создается впечатление, будто музыкант внезапно оборвал свое исполнение, недосказав чего-то существенного. И, наоборот, у талантливых музыкантов мы нередко наблюдаем, что и после того, как замер последний звук, он еще несколько мгновений словно находится во власти ритмического тока произведения, активно живет вместе со слушателями его звучащими образами», - писал Д. М. Пазовский.

Пауза - это не просто перерыв в звучании. В дирижировании пауз следует всегда исходить из характера исполняемого эпизода. Любая пауза является как бы продолжением музыкальной мысли; она всегда заполнена содержанием. Поэтому к паузам нужно относится с большим вниманием (М. Канерштейн).

Полиритмия. Не так уж редко встречаются в дирижировании одновременные сочетания двух различных размеров или ритмических фигур, объединенных одной общей сильной долей такта. Простейший пример подобный полиритмии - сочетание дуоли с триолью. Дирижируя подобными сочетаниями, следует отдавать предпочтение той ритмической фигуре и схеме, которые установились раньше, стали привычными для исполнителей.

Полиметрия. В редких случаях дирижеру приходится сталкиваться с одновременным сочетанием двух (или даже трех) метров (размеров) - полиметрией. В отличие от полиритмии сильные доли (метрические акценты) этих метров не совпадают, причем все доли равны по длительности между собой. Во всех подобных случаях приходится выбирать схему, которая явится ясной и удобной для оркестрантов. В редких случаях дирижер, обладающий хорошей техникой, может производить тактирующие жесты двумя руками разнометрических схем: например, для одной части оркестра правая рука тактирует «на два», а левая в это время - «на три» для другой ее части. Полиритмия и полиметрия и также являются одними из выразительных средств музыки и в дирижерском искусстве.