Введение
Искусство всегда служило человечеству для постижения мира абстрактных идей, помогало уйти от обыденности окружающей действительности. Самым абстрактным искусством является музыка, ведь живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства гораздо более конкретны. Но, как бы ни было абстрактно искусство, оно часто служит зеркалом развития общества.
История XX века была крайне бурной и противоречивой, и одним из способов ее изучения может служить такой гносеологический метод: изучение основных музыкальных идей того или иного периода.
В истории культуры XX века обычно различают массовое и элитарное искусство. В большей степени это относится к музыке. К музыкантам элитарным обычно относят С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Шнитке - продолжателей традиций классической музыки прошлых веков, перенесенных в реалии культуры XX века.
К массовой музыке обычно относят такую музыкальную форму, как рок-музыка, поп-музыка и другие проявления эстрадного музыкального искусства. Но грань между массовостью и элитарностью здесь тонка. Многие считают, что в этой музыке много поверхностного и непрофессионального, но есть и множество ярких, интересных идей.
Новейшая музыка, то есть музыкальные произведения последней четверти ХХ века, постепенно входит в толщу потока музыкальной практики, становится эстетически приемлемой для слушателя.
Как отмечает В. Ценова: «Мы переживаем очевидный факт: новые музыкально-эстетические парадигмы распространяются и укрепляются в общественном сознании. Но это означает лишь то, что происходят какие-то коренные перемены не только в содержании музыкального творчества, но в критериях музыкальной красоты и ценности, в психологии восприятия, в самуй человеческой психологии, в самом человеке. Музыка лишь зеркало, которое показывает нам эту эволюцию на своем невербальном, звуко-чувственном языке» Ценова В. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века. Интернет-ссылка: http://www.kholopov.ru/prdgm.html.
Интересен тот факт, что в музыке второй половины XX века гармонично сосуществуют две тенденции:
1) многие знаменитые эстрадные музыканты получили классическое музыкальное образование и их сочинения, несмотря на новизну внутреннего содержания: образов, музыкального языка, средств выразительности, облачены в классические музыкальные формы;
2) многие профессиональные музыканты работают в сфере эстрадной музыки. Не будем забывать о том, что Д. Шостакович часто обращался к музыки для театральных спектаклей и кино. Следует отметь, что данная сфера музыкальных ориентиров стала необычайно востребована музыкантами второй половины XX века. К таким музыкантам можно отнести и популярнейшего советского композитора Александра Журбина.
Творческая жизнь Александра Журбина складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых «серьезных, академических жанрах», где им сочинено немало произведений. А с другой - в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка - жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго» и т.д.
Одним из интереснейших произведений Александра Журбина для баяна является соната №3 «Прогулка по Нескучный саду». Это произведение написано по инициативе ярчайшего баяниста Фридриха Липса. Нескучный сад - это часть Центрального парка им. Горького в Москве, одно из излюбленных мест отдыха москвичей. По идее исполнителя, воплощенной композитором, гуляющая публика должна встречать то духовой оркестр, то ансамбль цыган, то шарманку...
Целью данной работы является рассмотрение особенностей сонаты №3 Александра Журбина «Прогулка по Нескучный саду» в контексте творчества композитора. Задачами работы являются:
1) определение места и значения сочинений композитора для баяна;
2) раскрытие особенностей формы и особенностей тематического развития в сонате №3;
4) рассмотрение образного строя произведения и средств музыкальной выразительности;
5) выявление исполнительских задач, определенных творческим замыслом композитора.
Работа состоит из Введения, двух разделов, заключения, и списка литературы. В первом разделе дан обзор творческого облика Александра Журбина. Второй раздел посвящен исполнительскому анализу сонаты «Прогулка по Нескучному саду» и задачам интерпретации данного сочинения.