Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича
Владислав Михайлович Блажевич (03.08.1881г., хутор Трегубовка Хутор Трегубовка (Катынская волость, Смоленская губерния).-1942г., Москва) - русский тромбонист, педагог, дирижер, композитор.
Блажевич - один из основоположников отечественной исполнительской школы игры на духовых инструментах, автор многих учебно-методических пособий, в том числе и области военно-дирижерского образования.
С двенадцати лет Блажевич играл в военном оркестре в Смоленске. На протяжении пяти лет (с 1900г., по 1905г.) обучался в Московской консерватории (по классу тромбона Г. Борка). Блажевич был выдающимся тромбонистом: с 1905 по 1922 годы он был солистом оркестра Большого театра СССР; с 1922 по 1932 годы - солистом Персимфанса Персимфанс - первый симфонический ансамбль без дирижера. С 1920 по 1942 год Блажевич являлся профессором Московской консерватории, где вел классы тромбона и тубы. За время работы в консерватории Блажевич воспитал целую плеяду замечательных тромбонистов и тубистов, среди которых такие известные исполнители и педагоги, как В.А. Щербинин Владимир Арнольдович Щербинин (18.01. 1896г., Майкоп -- 05.06. 1963г., Москва) -- российский тромбонист, педагог и дирижер, солист оркестра Большого театра, Персимфанса и государственного симфонического оркестра СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса, Заслуженный артист РСФСР., А.М. Седракян Седракян Азат Мкртычевич (16.09.1911г., Эривань - 16.09.1986г., Москва) - тромбонист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР(1981). Артист симфонического оркестра Московской филармонии, в 1944-1952 годы - Государственного симфонического оркестра СССР. 1944-1986 гг. преподаватель военно-дирижерского факультета Московской консерватории (с 1960г., доцент, с 1976г., профессор). и многие другие.
Владислав Михайлович основал в консерватории военно-капельмейстерский класс (позднее - Факультет военных дирижеров). В 1928 году Блажевич становится одним из организаторов и руководителей высшего военно-дирижерского образования в СССР, а в 1937 году - организатором, художественным руководителем и главным дирижером Государственного духового оркестра СССР.
Исполнительская, педагогическая и организаторская деятельность Владислава Михайловича сочеталась с композиторской работой. Его творческое наследие велико и разнообразно. Автор многочисленных этюдов, ряда концертных сочинений для тромбона, тубы и духового оркестра, а также неоднократно переиздававшихся впоследствии школ для духовых инструментов, как в нашей стране, так и за рубежом.
Разносторонняя и плодотворная деятельность Владислава Михайловича Блажевича явилась значительным вкладом в развитие российской исполнительской школы игры на духовых инструментах.
1.1 История жанра «Концерт»
Концерт (нем., «Konzert», от итал., «concerto» - гармония, согласие и от лат., «concertare» - состязаться) - музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента - без оркестра, концерты для оркестра - без строго определенных сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора.
Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов (в Concert Grosso От итал., «Concert Grosso» - большой концерт - жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки.) и оркестра. Первые образцы таких концертов (Concerto da camera От итал., «Concerto da camera» - камерно-инструментальный - подтип «Concerto Grosso».) принадлежат Джованни Бонончини Джованни Баттиста Бонончини (итал., Giovanni Battista Bononcini; 18.07.1670г., Модена - 9.07. 1747г., Вена) - итальянский композитор, виолончелист-виртуоз, из известной музыкальной семьи Бонончини. и Джузеппе Торелли Джузеппе Торелли (итал., Giuseppe Torelli; 22.03.1658г., Верона - 8.02.1709г., Болонья) - итальянский композитор, скрипач, альтист, педагог., однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди - как трехчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью.
Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром продолжилось и в XIX веке в творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа, П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов - романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы и концерт крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерными для нее принципами монотематизма и «сквозного развития» (например, фортепианные концерты Ф. Листа).
На протяжении XVIII - XX веков были созданы концерты практически для всех музыкальных инструментов - фортепиано, скрипки, виолончели, альта, деревянных и медно - духовых инструментов.
1.2 Аналитический разбор «Концерта №2» В. Блажевича
«Концерт №2 для тромбона» - одночастный концерт, имеющий 3 крупных раздела, соответствующих 3-м частям классического концерта
I часть
Moderato non tanto
II часть
Andante cantabile
III часть
Allegro non tanto
Мы, в нашем аналитическом разборе, рассмотрим только II и III части концерта.
II часть
Andante cantabile
Тромбон вступает не сразу, а лишь спустя 9 тактов, изначально звучит фортепианное вступление Andante в тональности b-moll, где композитор устанавливает лирический, спокойный характер II части концерта. Тромбон в сопровождении фортепиано звучит очень ярко, насыщенно, местами драматично и на протяжении всей части и вызывает у слушателя непроизвольный интерес.
Данная часть написана в сложно 2-х частной форме (A A1), форма второго плана вариационная. Основная тональность - b-moll.
I часть (A) - простоя 2- х частная форма.
1 период(a) состоит из 2 предложений по четыре такта. В первом предложении мелодия звучит у тромбона в тональности b-moll, второе предложение состоит из 4 тактов, тема переходит к фортепиано, а у тромбона - противосложение, которое оканчивается в 4-ом такте в f-moll. Далее звучит фортепианная связка, которая длится 2 такта и тут же устанавливается новая тональность d-moll.
2 период (b) - написан в форме периода повторно-секвенционного строения с расширенным 2 предложением.
1 предложение - состоит из 5 тактов, которое оканчивается на доминанте к d-moll.
2 предложение - состоит из 8 тактов, которое начинается в d-moll, но далее отклоняется в тональности D, e, Es, E, Ges, fis. В этом предложении звучит кульминация среднего раздела.
3 предложение - состоит из 5 тактов, которое подводит нас к концу среднего раздела этой части. Она оканчивается в тональности fis moll.
Далее звучит фортепианная связка из 6 тактов, которая возвращает нас в основную тональность - b-moll.
После связки-перехода у нас звучит 2 часть (A1), которая носит вариационный характер.
1 период (a) носит повторный характер, но варьированный. Он повторяет вступительную часть концерта.
2 период (b1) - состоит из 2 предложений, одно из них, первое, повторяет тему из первой части варьировано (A), но в другой тональности - es-moll.
Второе предложение - носит заключительный характер, оно несет в себе кульминацию всей II части концерта. И также возвращает нас в основную тональность - b-moll.
Далее звучит фортепианная связка-переход, состоящая из 7 тактов, в ней происходит модуляция в главную тональность III части концерта - Des-dur, в этой связке меняется не только тональность, но и ритм, появляются триольные восьмые, подготавливающие размер 6/8, в котором звучит финал.
Схема-разбор формы II части «Концерта №2»
III часть
Allegro non tanto
Данная часть написана в форме сонатного Allegro. Основная тональность Des-dur.
Вступление состоит из 16 тактов, которое по характеру напоминает нам главную партию и звучит на фоне доминантовой гармонии Des dur.
Экспозиционная главная тема звучит на протяжении 16 тактов и в ней угадывается жанр танца. Она звучит легко и непринужденно в тональности Des-dur, можно проследить и восходящий и нисходящий секвенционные ходы. К концу гл. п. мы отклоняемся в тональность доминанты - As.
Далее звучит связующая партия на протяжении 7 тактов, которую играет фортепиано. Она является переходным звеном от жанра танца к маршу.
Побочная партия звучит решительно и возвышенно, длится она, 16 тактов в тональности доминанты - As. Тут мы услышим кульминацию экспозиции. Далее звучит заключительная партия, которая постепенно меняет жанр музыки на песенный, но меняется не только, жанр, но и тональность, которая модулирует в субдоминанту - Ges. Далее заключительная партия подводит нас к эпизоду.
Эпизод - Poco tranquillo - начинается 2-х тактовым вступлением фортепиано. Он написан в форме периода из 4-х предложений по 8 тактов. 1 и 2 предложения построены на одном тематическом материале. 3 предложение развивающего характера с использованием восходящего секвенционного построения. 4 предложение носит заключительный характер. Далее звучит фортепианная связка, состоящая из 7 тактов, тут происходит возвращение в тональность главной партии - As-dur.
Реприза у Владислава Михайловича в III части концерта весьма необычна. Уникальность в том, что партии репризы не приближены тонально, что характерно для музыки эпохи романтизма. Главная партия репризы варьировано повторяет тему экспозиции. Во-первых, меняется тональность, а во-вторых ритм, но динамика остается неизменна. Связующая партия репризы не менее интересна, ее особенность в том, что она ложная. Солист вступает на 4 такта раньше чем, в связующей партии экспозиции, что характерно для музыки 20 века. Далее звучит каденция, которая плавно переходит в коду - кульминацию всего произведения. Кода - синтетическая, которая построена на 2-х темах, утверждающая основную тональность - Des-dur.
В первом разделе коды звучит главная партия из I части концерта, которая звучит на протяжении 13 тактов. Второй раздел - Tempo I, построен на материале побочной партии, звучащий ярким и стремительным апофеозом всего концерта.
концерт ноктюрн жанр музыкальный
Схема-разбор формы III части «Концерта №2»