Введение
Можно сказать, что гитара, на сегодняшний день, является одним из самых популярных инструментов в мире. Несмотря на это, существующие многочисленные школы и самоучители игры, к сожалению, не дают ответов на элементарные вопросы: посадка, постановка рук, звукоизвлечение, артикуляция, педаль и т. д. Кроме того, спрос на обучение в классе гитары уже много лет опережает возможности ДМШ и ДШИ, т.к. количество педагогов, к сожалению, не соответствует необходимым требованиям. Директорам школ из года в год приходится искусственно сдерживать учебный процесс, связанный с игрой на гитаре, либо привлекать к обучению специалистов "смежных" специальностей. Так, по данным смотра работы преподавателей ДМШ и ДШИ по классу классической гитары, который в 2007 учебном году проводился в Москве, в классе гитары работают 40% преподавателей с другим профилем в музыкальном образовании (домра, балалайка, и др.), причем половина из них закончила курсы повышения квалификации, а остальные работают по принципу "свободных художников", не имея основ и методов обучения на гитаре (16).
Каждый мыслящий педагог-музыкант сопоставляет различные профессиональные взгляды и находит свой неповторимый путь, обобщая опыт педагогов-мастеров и систематизируя свои собственные педагогические наблюдения. Очень важно, чтобы педагоги не только обучали игре на гитаре, но и методично внушали ученикам необходимые музыкально-слуховые представления и знания нотной грамоты, прежде всего интервалов, аккордов, гармонических оборотов, отклонений, модуляций, каденций и т. д.
Данная работа освещает различные вопросы современной гитарной школы преимущественно на первоначальном этапе, и представляет собой обобщение достижений мастеров классической гитары, а так же собственный педагогический опыт. Данную методику рекомендуется использовать в работе с начинающими учениками в возрасте 6-7 лет. В основе методики лежит опыт работы Кузина Ю.П. (7,8).
Избранная нами тема исследования представляется весьма актуальной и практически востребованной.
Объект исследования - процесс воспитания учащегося - гитариста в младших классах ДМШ и ДШИ.
Предмет исследования - педагогические возможности работы над развитием первоначальных навыков игры на гитаре.
Цель исследования - обобщить опыт обучения игре на гитаре и разработать практические рекомендации воспитания учащихся младших классов ДМШ и ДШИ, обучающихся в классе гитары.
Задачи исследования:
- провести опытную проверку разработанной технологии в условиях обучения в классе гитары в ДМШ.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической и методической литературы по выбранной проблеме;
2. Обобщение опыта преподавания в классе гитары;
3. Опытно - практическая работа на базе ДШИ-1 г.Нижневартовска Тюменской области.
- Введение
- 1. Классическая гитара. Общие сведения
- 1.1 Гитара в системе отечественного музыкального образования
- 1.2 Сравнительный анализ школ игры на классической гитаре
- 2. Обучение первоначальным навыкам игры на гитаре
- 2.1 Планирование и организация первых уроков
- 2.2 Положение инструмента, правой и левой руки
- 2.3 Организация учебных и домашних занятий
- 2.4 Звукоизвлечение апояндо