1.1 Гитара в системе отечественного музыкального образования
Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Развитие искусства классической гитары в России отличается от западноевропейского опыта и имеет свои особенности.
В современном отечественном инструментальном исполнительстве особенно остро по отношению к классической гитаре стоит проблема противопоставления народной и академической традиции. Традиционное представление о классической гитаре как инструменте народном сложилось в связи с бытованием на российской территории нескольких разновидностей гитар (в частности, так называемой русской семиструнной), а также длительным общественно-политическим периодом, сопровождавшимся идеологическим диктатом и изолированностью России от мирового сообщества.
В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы.
Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система профессионального обучения -- основами методики преподавания игры на инструменте.
Развернутых исследований, посвященных классической гитаре, в отечественной музыкальной науке и музыкальной педагогике до настоящего времени не было. Вместе с тем имели место многочисленные дискуссии, затрагивающие тему целесообразности преподавания классической гитары в рамках кафедры или отдела народных инструментов.
К вопросу "академизации" народных инструментов в современном профессиональном исполнительстве и преподавании обращаются Д.И. Варламов, А.А. Горбачев, О.И. Спешилова и др.
Большинство работ, посвященных гитарному искусству, представляют собой в одних случаях описание интересных событий и личных переживаний, не предполагающее научного анализа явлений, в других -- содержат сконцентрированную информацию историко-биографического характера (имена, события, биографические очерки, письма, воспоминания и т.д.).
- Введение
- 1. Классическая гитара. Общие сведения
- 1.1 Гитара в системе отечественного музыкального образования
- 1.2 Сравнительный анализ школ игры на классической гитаре
- 2. Обучение первоначальным навыкам игры на гитаре
- 2.1 Планирование и организация первых уроков
- 2.2 Положение инструмента, правой и левой руки
- 2.3 Организация учебных и домашних занятий
- 2.4 Звукоизвлечение апояндо