logo search
Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре

2.2 Положение инструмента, правой и левой руки

После того как ученик научился осознанно, свободно и раскованно сидеть на стуле и освоил упражнения, которые вы ему задавали, необходимо приступить к занятиям с инструментом (к этому периоду ученик уже должен знать названия частей гитары).

Гитара имеет четыре точки соприкосновения с телом, которые мы назовем опорами:

1. Левая нога -- бедро. Гитару выемкой положить на бедро левой ноги так, чтобы обечайка поверхностью изгиба плотно легла на бедро. Вес грифа и вес корпуса с центром опоры на выемке обечайки на бедре должны уравновешивать друг друга. Такое положение гитары облегчает работу исполнительского аппарата. Верхняя дека не будет строго вертикальна к полу. Излишне наклонное или строго вертикальное положение осложняет владение инструментом.

2. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги. В ее функции входит не только поддерживание инструмента, но и регулирование положения гитары при игре в позициях с XII лада и далее. Правая нога в названных позициях занимает более жесткое, фиксированное положение (чуть поднимая и опуская корпус гитары) для удобства игры пальцев левой руки в высоких позициях.

З. Туловище слегка подается вперед и грудью касается верхней части нижней деки.

4. Предплечье правой руки находится на выпуклой части корпуса. Головка грифа находится выше плеча. Выбор высоты скамейки и уровень положения головки грифа зависят от длины туловища (при длинной верхней части туловища скамейка должна быть более высокой). Поэтому педагог должен тщательно определять высоту скамейки и высоту головки грифа индивидуально для каждого ученика.

После того как будет определено правильное положение инструмента, следует приступить к изучению положения правой руки на гитаре. Здесь важно помнить, что плечо правой руки не изолировано от предплечья, оно не лежит пассивно на корпусе гитары. Предплечье свободно перемещается по корпусу: вверх, вниз, влево, вправо.

Во время игры используется целый комплекс ощущений -- пальцев, кисти, предплечья и плеча. Ни одна из названных частей руки не занимает при игре пассивной позиции. Все они образуют единую систему, главенствуют в которой пальцы. От контакта пальцев со струнами в большой степени зависят качество и плотность звука.

Так как ученик не в состоянии осмыслить и освоить положения инструмента и правой руки на корпусе гитары одновременно, наиболее правильным решением будет эту работу разделить на этапы. К примеру, наряду с произношением стихов, развитием слуха, изучением нотной грамоты, повторением упражнений и т. д. сегодня на уроке необходимо усвоить положение инструмента, а на следующем уроке -- положение правой руки. Такая последовательность позволяет постепенно накапливать профессиональные навыки освоения инструмента.

Теперь конкретно о положении кисти правой руки.

После того как мы убедились, что правая рука заняла исходную позицию на корпусе гитары, следует положить кисть ладонью на струны таким образом, чтобы палец m-medio (средний), оказался около розетки справа, то есть на уровне окружности инкрустации. Ладонь и все пальцы располагаются на струнах параллельно ладам. Большой палец р-pulgar находится впереди на шестой струне. Это положение правой руки на струнах является исходным для начального этапа обучения.

Предлагаемое положение кисти должно быть усвоено учеником и отработано до автоматизма. Задача подготовительного упражнения -- это научить ученика фиксировать свои ощущения в достижении естественности и удобства положения кисти и правой руки в целом. Определите ученику время, необходимое для освоения данного положения, и переключите его внимание на действия левой руки.

Действия обеих рук имеют разного рода трудности. Для преодоления этих трудностей в процессе обучения приходится тратить много сил и времени. Поэтому с первых уроков наисерьезнейшим образом необходимо уделять внимание в одинаковой степени развитию как левой, так и правой руки.

Упражнения на определение оптимального положения левой руки на грифе гитары следует начинать с большого пальца. Опыт показывает, что с детьми 7-8 лет лучше всего начинать освоение грифа с V позиции. Это связано, прежде всего, с физическими данными ученика, в частности с малой растяжкой пальцев. В первой позиции прижимать струны гораздо труднее, чем в пятой, и на начальном этапе это может вызвать излишнюю скованность, зажатость не только левой руки, но и правой.

Большой палец поставить на тыльной стороне грифа на уровне VI лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не отрывая от грифа большой палец, покачать кистью (вместе с предплечьем) влево и вправо, еще раз убеждаясь, что левая рука свободна и раскованна. Дальнейшие действия заключаются в следующем: указательный палец, то есть 1-й, положить на все струны вдоль порожка по принципу барре на V ладу, 2-й -- барре на VI, 3-й палец -- VII, 4-й -- VIII. Таким образом, зафиксировано положение левой руки на инструменте.

При этом большой палец левой руки не только поддерживает гриф, но и выступает как сила, противодействующая давлению остальных пальцев. Противодавление большого пальца помогает разгрузить плечевой пояс от излишнего напряжения: плечо, предплечье, кисть и пальцы левой руки свободны.

После того как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение, следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево, данную фиксацию обеих рук и корпуса нужно основательно отрепетировать, чтобы в действиях ученика не прослеживалось угловатости и скованности.

Итак, за данный период ученик должен был красиво и образно произносить короткие стихи и считалки, определять характер в доступных пьесах, петь отдельные ноты и короткие мотивы, вслушиваться в звучание каждой струны, чувствовать их красоту и специфику. Кроме того, он научился графически записывать шаги в словах и в коротких стихах, ознакомился с нотным станом, знаками, ключом, с обозначениями пальцев обе их рук, струн и ладов.

За первые уроки ученик научится правильно и естественно сидеть с инструментом. Определенное время (1-2 урока) последовательно и не спеша, осваивается положение инструмента и постановка рук на инструменте. Если у ученика появилась зажатость, скованность, следует проделать упражнения с инструментом: наклоны вперед, назад, влево, вправо; повороты влево, вправо и т. д.

Вновь обратимся к правой руке.

Не меняя положения кисти (не нарушая ее параллельности по отношению к порожкам), постепенно округлить ее и пальцы: i-indice (указазательный), m-medio (средний), a-anular (безымянный) кончиками, ближе к ногтю, ставить на первую струну, e-extremo (мизинец) находится около безымянного пальца; р-pulgar (большой палец) скользит по шестой струне и постепенно принимает удобное положение под острым углом по отношению к шестой струне. Расстояние между декой и кистью должно соответствовать примерно ширине ладони ученика. Четыре пальца левой руки должны свободно проходить между запястьем правой руки и декой.

Несомненно, кисть правой руки сохраняет легкое напряжение и занимает не со всем удобное положение. Чтобы привести ее в естественное свободное положение, необходимо расслабить мышцы всей руки и кисти. При этом мышцы кисти становятся мягкими и эластичными. Только после раскрепощения кисть и вся правая рука займут естественное, сугубо индивидуальное положение.

Описанный принцип положения кисти над струнами чрезвычайно важно закрепить многократным повторением упражнений: кисть опустить на струны, чтобы она была параллельна порожкам, затем округлить, проверить расстояние между запястьем и декой, снять напряжение.

Весьма важно помнить, какую большую роль в освоении положений рук играет переключение внимания ученика от правой руки к левой и наоборот. Подобное умение полезно не только для освоения оптимального положения рук, но и вносит необходимое разнообразие в ход урока, влияет на настроение и работоспособность ученика. Конечно же, ему захочется подвигаться, что-то послушать, посмотреть. Смените на 3-4 минуты учебную задачу и проведите, к примеру, занятия по развитию слуха: сыграйте на гитаре или разучите новую песенку со словами, определите ее характер, образы, привлеките внимание ученика к содержанию текста и своеобразию звучания. Затем вновь вернитесь к посадке и продолжите работу над положением рук.

К этому моменту ученик должен освоить положение большого пальца левой руки и понять его назначение, свободно распределять 1, 2, 3, 4-й пальцы, соответственно, на V, VI, VII, VIII ладах. Для дальнейшего понимания свободы левой руки предложите ему следующее упражнение: слегка приподнять пальцы над струнами, после чего кисть с предплечьем свободно падает вниз. При этом достигается полная расслабленность всей руки. Данное упражнение необходимо повторять много раз, как на уроке, так и дома. В процессе работы над упражнениями формируется естественное индивидуальное положение исполнительского аппарата. Именно индивидуальные занятия позволяют проводить подготовительную работу с учетом особенностей физического и психологического состояния ученика. Часто для достижения требуемого результата необходимо придумывать специальные дополнительные упражнения.

На начальном этапе обучения предварительная подготовка рук к игре на гитаре и их оптимальная организация необходимы. Важно, чтобы в работе на гитаре движения были согласованными и представляли собой живую единую цепь, в которой задействован весь организм ребенка. Желательно, чтобы большая часть подготовительных упражнений данного периода освоения инструмента проходила в форме игры (необходимость смены учебной деятельности в ходе урока уже подчеркивалась ранее).

При проведении первоначальных упражнений по освоению инструмента следует особое внимание уделить формированию независимости рук. При выполнении упражнений правой или левой рукой следует внимательно следить за состоянием ложной руки. Взаимозависимость напряжений рук необходимо исключить с самого начала. Например, при поджатии и удержании струн пальцами правой руки левая рука должна свободно лежать на корпусе инструмента, и наоборот.

В дальнейшем в практической игре можно использовать и другие варианты упражнений, например, правой рукой играть форте (f), левой прижимать очень слабо, и, наоборот: с большим давлением работают пальцы левой руки, а извлечение звука в правой руке на пианиссимо (рр).

Действия обеих рук при игре на гитаре преследуют разные цели и имеют различные трудности. Левой руке выпадает очень ответственная задача: она укорачивает струну для получения звука той или иной высоты, Для извлечения ясного и чистого звука требуется прижать струну с достаточным усилием и напряжением пальцев, кисти и всей руки. И здесь должен действовать закон рациональной экономии давления пальца на струну. Очень важно помнить, что прижимать струну следует не более чем требует ее натяжение и эластичность.