logo search
Анализ хоровой партитуры латышской народной песни "Вей, ветерок". Обработка А.А. Юрьяна, текст К.С. Алемасовой

1. Сведения о произведении и его авторах

«Вей, ветерок» -- древняя ливская свадебная песня, появившиеся у даугавских ливов в Видземе. В Латвии песня «Вей, ветерок» считается народной латышской песней и входит в число самых популярных песен Латвии. Песня хорошо известна так же в Эстонии. Песня «Вей, ветерок» первый раз была опубликована Густавом фон Бергманисом в 1807 году, а мелодия к ней была опубликована Янисом Цимзе в 1872 году. Общенародную популярность песня получила в обработке Андрея Юрьяна.

Народная музыка Латвии

Древнейшие данные о латышской народной музыке относятся к 11-12 векам. В 1632 впервые была опубликована латышская народная мелодия с текстом. Однако систематическое собирание и изучение латышской народной музыки началось лишь с 70-х годов 19 века и особенно в 20 веке.

Латышские народные песенные жанры включают в себя широкий круг трудовых песен (пастушеские, пахарей, сенокосные, жатвенные, при работах над льном, толочные, молотильные, помольные, рыбацкие, посиделочные и др.), календарные обрядовые (зимние колядки, кекатас, будели, весенние роташанас с припевом "рота!", популярнейшие купальские лиго или "песни Яниса" с припевом "лиго!"), семейные обрядовые (крестинные, свадебные, похоронные), лирические и шуточные бытовые (детские, молодёжные, сиротские, солдатские и др.), хороводные, танцевальные.

Латышская пастушеская песня

Купальская песня (лиго-песня)

Старинная латышская народная песня коротка, её текст обычно представляет собой четырёхстишие. Метрическая структура текстов (дайн) - хорей и дактиль, в силу особенностей латышского языка, где ударение на первом слоге. Мелодика народных песен имеет в основном два стиля: речитативный в древнейших обрядовых и "распевный" в лирических. Древние песни отличаются узким мелодическим диапазоном и бурдонным многоголосием. В восточных районах Латвии встречается двух- и трёхголосие. Для латышской народной песни типичны 2-, 3-, 4-, 5-, 7-дольная метрика, многообразные регулярные или свободные смешанные размеры.

Мелодика песен построена на эолийском, миксолидийском, фригийском, дорийском, мажорном, переменных ладах. Среди народных музыкальных инструментов: кокле (струнный щипковый); скрипка, дига (смычковые); духовые - пастушеская стабуле (свирель), пастушеские трубы из берестовой или ольховой коры, ажурагс (козлиный рог), дудас или сому дудас (волынка), тридекснис (бренчащий ударный) и др. Популярны народные танцы: яндалс, судмалиняс, руцавиетис, дижданцис, ачкупс, мугурданцис, круста данцис и др.

Начиная с 13 века, после вторжения крестоносцев, в Латвии развивается католическая, а с периода Реформации (16 в.) - протестантская церковная музыка, не оказавшие, однако, большого влияния на дальнейшее развитие латышской музыкальной культуры. С 14 века в Риге существовал цех городских музыкантов, куда допускались лишь немецкие музыканты. В 1587 вышло первое печатное издание нот с текстами на латышском языке - "Ненемецкие псалмы и духовные песнопения" ("Undeudsche Psalmen und geistliche Lieder oder Gesaenge").

В период феодализма профессиональная музыка сосредоточивалась главным образом в среде немецкой знати и бюргерства в городах и дворянских поместьях. В 17 - нач. 18 вв. в столице Курляндского герцогства Елгаве существовал придворный оркестр, эпизодически устраивались оперные и балетные спектакли, популярность получила военная и церковная музыка. В 18 веке развивается музыкальная жизнь в Риге, особенно органное искусство. В церквах Латвии на протяжении 17-19 вв. было построено много органов. С конца 17 в. в Риге существовало любительское общество Collegium musicum, с 1760 - Рижское музыкальное общество, устраивавшее абонементные симфонические концерты. В 1782 был открыт постоянный немецкий театр, дававший оперные и драматические спектакли. В этом театре работали в качестве дирижёров Р. Вагнер (1837-39), Г. Дорн (1832-34, 1839-43), Б. Вальтер (1898-1900), Ф. Буш (1909-11) и др. С конца 18 в. в Риге постоянно происходили гастроли выдающихся исполнителей.

Рост латышской профессиональной музыки начался с середины 19 века. Установились тесные связи с русской музыкальной культурой, под влиянием младолатышского движения стали организовываться латышские певческие общества, закладывались основы широкого развития хоровой культуры. С 1873 регулярно проводятся общелатышские певческие праздники. В связи с этим одним из ведущих жанров латышской профессиональной музыки стала хоровая песня, особенно получившая развитие во 2-й половине 19 века. Большую роль в развитии профессиональной латышской музыки сыграли консерватории Петербурга и Москвы, где обучались многие латышские композиторы и исполнители. А. Юрьян явился основоположником латышской кантаты и симфонической музыки, а также латышской музыкальной фольклористики.

С конца 19 века латышское музыкальное творчество бурно развивалось и разрасталось, пройдя через все исторические трудности, даруя небывалое количество произведений.

Андрей Андреевич Юрьян (1856-1922 гг.)

Андрей Юрьян родился 30 сентября 1856 года в усадьбе Менгели, близ Эргли, в крестьянской семье. Первоначальное общее и музыкальное образование он получил в Эрглинской и Вецпиебалгской приходских школах, а затем обучался в Рижском уездном училище. В 1873 году Юрьян участвовал в Первом Всеобщем латышском празднике песни, сильнейшее впечатление от которого побудило его посвятить себя музыке.

В 1875 году Юрьян поступил в Петербургскую консерваторию. Благодаря серьезному и упорному труду он окончил консерваторию по трем специальностям: в 1880 году -- по игре на органе, в 1881 году -- по композиции, в 1882 году (с большой серебряной медалью) -- по игре на валторне. Особое значение в идейном и художественном развитии Юрьяна имело пребывание в классе практического сочинения Н. Римского-Корсакова, а также общение с проживавшими тогда в Петербурге прогрессивными латышскими писателями.

В студенческие годы Юрьян начал собирание латышских народных песен, впоследствии ставшее главным делом его жизни. С 1876 года Юрьян руководил хором Петербургского латышского благотворительного общества. В 1877 году он напечатал свои первые романсы и хоры, а в 1880 году написал на народные темы «Марш Всеобщего латышского праздника песни» для симфонического оркестра.

По окончании консерватории Юрьян в 1882 году поселился в Харькове, где занял место преподавателя теории музыки, хорового пения и игры на валторне в Музыкальном училище Русского музыкального общества. Кроме педагогической, Юрьян вел в Харькове также концертную и музыкально-критическую работу. Но основные интересы Юрьяна были сосредоточены в области латышской музыки. Проводя в Латвии все свое свободное время, Юрьян явился одним из виднейших организаторов и руководителей движения за латышскую национальную музыкальную культуру. Он был дирижером Третьего (в 1888 году), Четвертого (в 1895 году) и Пятого (в 1910 году) Всеобщих праздников песни. С 1889 года он был постоянным редактором музыкальных изданий Рижского латышского общества. Он развернул в Латвии широкую музыкально-этнографическую деятельность, сумев привлечь к ней многочисленных сотрудников на местах. В 1894 году он начал публикацию научной серии «Материалы латышской народной музыки». Наконец, он систематически помещал в латышской печати статьи по насущным вопросам национальной музыки.

С национальной тематикой была неизменно связана и композиторская деятельность Юрьяна. В 1883-1894 годах он сочинил оркестровую сюиту «Латышские танцы», в 1884-1885 годах издал первые сборники обработок латышских народных песен, в 1886 году написал кантату «Отчизна», в 1891 году -- симфоническую картину «Освобождение латышского народа», в 1893 году -- кантату «Радуйтесь, ликуйте» (по поводу столетия воссоединения латышских земель в составе России). Кроме того, им был сочинен ряд хоров и романсов на тексты латышских поэтов. «Элегический концерт» для виолончели с оркестром, одной из основных тем которого является лирическая народная песня, и др.

Большое значение в истории латышской музыкальной культуры имели в 1880-х годах выступления основанного Юрьяном квартета валторн, который разъезжал по городам и селам Латвии, исполняя народные песни и классическую музыку.

Прогрессировавшая болезнь слуха вынудила Юрьяна в 1916 году не только покинуть Музыкальное училище, но и вообще отказаться от продолжения своей многосторонней деятельности. В 1920 году Юрьян переехал в Ригу. Здесь он в 1921 году издал сборник гармонизованных им латгальских народных песен и пятый выпуск «Материалов латышской народной музыки». Шестой выпуск был опубликован уже после смерти автора.

28 сентября 1922 года А. Юрьян умер в Риге.

Внеся огромный вклад в латышскую культуру своими записями народных песен (общим числом, вместе с полученными от сотрудников, около трех тысяч), Юрьян уделил также значительное внимание их художественной обработке. Здесь он стремился наметить правильный путь претворения особенностей латышской песни, для чего старался наиболее точно преломить своеобразное ладовое строение латышских напевов и, по возможности, придать самостоятельность отдельным голосам. Всего Юрьян обработал около 125 народных песен для хора и для голоса с фортепьяно. Лучшие из его обработок поныне занимают видное место в национальном репертуаре.

Среди 94 обработанных и опубликованных народных песен (24 - соло для голоса с сопровождением фортепиано, 47 - для смешанного и 23 - для мужского хора, а также около 25 обработок тех же мелодий для детского хора) песня «Вей, ветерок» оказывается на деле первой обработанной композитором мелодией, опубликованной в первой тетради сборника «Латышские народные песни для смешанного хора в сопровождении фортепиано», (Рига, 1884). Вариант а капелла этой песни обрел популярность лишь после Пятого всеобщего праздника песни 20 июня 1910 года, когда соединенный смешанный хор под руководством самого композитора впервые исполнил эту жемчужину лирично-романтичного фольклора.

Выступление оказалось, в своем роде, лебединой песней композитора - им завершилась более чем 20-летняя деятельность Андрея Юрьяна в качестве дирижера общего хора праздника песни. Для народа эта небольшая партитура стала неоценимой находкой, а песня «Вей, ветерок» впредь исполнялась на всех Праздниках песни и прочих мероприятиях как в Латвии, так и на концертах латышских хоров в Америке, Австралии и Европе. Как в послевоенной Латвии, так и за рубежом этот канон латышской песни являлся для исполнителей и слушателей символом Латвийского государства. Как таковой, он играл важную роль во время третьего национального пробуждения (Атмоды) и песенной революции ХХ века. Его запевали стихийно - начиная с хоровых мероприятий 1948 года и заканчивая торжественными закрытиями народных собраний наших дней.