logo search
«История исполнительства на русских наро

Развитие гитарного искусства в России начала хх века

В самом начале ХХ века вновь начинает проявляться интерес к гитаре. Возникают различные кружки гитаристов.

Серьезная попытка возродить русскую исполнительскую школу игры на семиструнной гитаре связана с именем Александра Петровича Соловьева (1856 – 1911). Почти все известные гитаристы вплоть до 30 – 40-х годов вышли прямо или косвенно из школы Соловьева.

Александр Петрович Соловьев – высокообразованный музыкант, исполнитель и педагог родился в Москве. Уже с раннего возраста стали проявляться музыкальные способности мальчика. В 6 лет он пробует играть на гитаре. С 20 лет Соловьев стал заниматься по школе А. Сихры, осилив несколько трудных пьес Сихры и Высотского. Александр Петрович собирает редкие ноты и музыкальные инструменты. С 1886 года музыкант начинает заниматься педагогической деятельность, он дает уроки игры на гитаре и становится во главе московских гитаристов. Кроме гитары, Соловьев в это время изучает скрипку у профессора Московской консерватории Киндля и достигает неплохих результатов. Скрипка открыла ему новые горизонты музыки и дала доступ к обширному скрипичному репертуару. Это, естественно, способствовало развитию и расширению его музыкального кругозора. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте. Достоинство этого учебного пособия заключалось, прежде всего, в логическом расположении нотного материала. В начале давался легкий материал, призванный вызвать у ученика заинтересованность в обучении игре на гитаре. «Школа» включала в себя достаточно обширный теоретический материал, разделенный на 25 уроков, он был изложен очень профессионально и вместе с тем доступно. Содержались в данном пособии ценные технические упражнения и разнообразный репертуар: переложения произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига, К Сен-Санса, арии из опер, обработки русских народных песен А. Сихры и М. Высотского. «Школа» выдержала 8 переизданий.

А.П. Соловьев создал для гитары ряд оригинальных пьес: более сорока обработок народных песен и более семидесяти романсов. Но в композиторский дар его, в сущности, был велик, и поэтому главной опорной точкой его творческой деятельности стали переложения классических сочинений. Гитарист проделал в этом плане большую работу: он изучал нотный материал от 17 века до новых в его время композиторов Р. Вагнера, Э.Грига и других. Соловьевым было выполнено огромное количество аранжировок и транскрипций для гитары, изданы многочисленные альбомы пьес.

Александр Петрович Соловьев оставил целую плеяду учеников, которые очень многое внесли в развитие гитарного искусства в России. Среди его наиболее известных учеников необходимо отметить Валериана Алексеевича Русанова (1866 – 1918), Виктора Георгиевича Успенского (1879 – 1934), Василия Михайловича Юрьева (1881 – 1962), Владимира Ниловича Березкина (1881 – 1945), Михаила Федоровича Иванова (1889 = 1953), Сергея Александровича Курлаева (1885 – 1962).

Значительную лепту в дело возрождения гитары внес видный гитарист-исполнитель, педагог, композитор, историограф и пропагандист семиструнной гитары Валериан Алексеевич Русанов. Рано лишившись Родителей, мальчик воспитывался у бабушки, помещицы Е.П. Ртищевой в деревенской усадьбе. Там, он и проникся духом старинной русской песни. Уже будучи юношей, Русанов впервые услышал гитару. Играл на ней ученик М.Т. Высотского И.Е. Ляхов. Однако особого впечатления на юного Русанова гитара тогда не произвела. В 1892 году Валериан Алексеевич встречается с А.П. Соловьевым, который дает ему уроки игры на гитаре. В 1899 году Русанов организовывает при обществе любителей игры на мандолине и гитаре специальные вечера, на которых выступали многие гитаристы. Эти вечера стали прекрасной школой для молодых музыкантов. Русанов встречался с выдающимися деятелями культуры – А. Аренским, П.И. Чайковским, В.Ребиковым, Л. Толстым и другими. Валериан Алексеевич очень много сделал для возрождения гитары, для восстановления ее доброго имени, особенно во мнении музыкантов и просто образованных людей. Он выступал против нападок на строй семиструнной гитары, справедливо подчеркивая органичную связь строя русской гитары с ладово-интонационным строем русской народной песни и романса.

В 1904 году Валериан Алексеевич основывает музыкально-литературный журнал «Гитарист». Он являлся редактором и корреспондентом этого издания на протяжении двух лет. В журнале публиковалось нотное приложение, в которое входили редкие пьесы русских гитаристов, новые переложения, обработки народных песен, оригинальные сочинения современных композиторов.

Русанов создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и многие другие.

Другой известный исполнитель-гитарист того времени Василий Петрович Лебедев (1867 – 1907) являлся автором множества разнообразных сочинений и аранжировок для семи- и шестиструнной гитар.

Василий Петрович получил образование в музыкальных классах Саратовского отделения русского музыкального общества. На гитаре, как и многие другие в его время, он научился играть самостоятельно. По приезду в Петербург Лебедев берет уроки игры на гитаре у И.Ф. Деккер-Шенка, потом и сам стал заниматься педагогической и концертной деятельностью. Первое его выступлении состоялось в 1897 году и прошло с большим успехом. Удачный дебют закрепил намерение музыканта стать гитаристом-концертантом. Вел Василий Петрович и самую разнообразную музыкально-просветительскую работу. В 1898 году руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев пригласил В.П. Лебедева в качестве преподавателя народных инструментов вести обучение солдат в гвардейских полках Петербургского военного округа. Он неоднократно выступал в концертах вместе с Великорусским оркестром В.В. Андреева. В 1900 году Лебедев с этим коллективом выехал на Всемирную выставку в Париж, где с успехом выступило с концертом. Играл музыкант, как М.Д. Соколовский, Н.П. Макаров, И.Ф. Деккер-Шенк, на гитаре с добавочным грифом.

Благодаря усилиям деятелей гитарного искусства, для любителей семиструнной гитары выходят журналы «Музыка гитариста» и «Аккорд». В этих изданиях публиковалось немало сведений не только по истории гитары, но и по музыкальной грамоте. Гитаристы получили возможность приобщиться к несложным произведениям музыкальной классики.

Таким образом, гитара в начале ХХ столетия стала выполнять важную роль в музыкальном просвещении широких народных масс.