2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
Несмотря на активное выдвижение на авансцену музыкальной жизни страны выдающихся балалаечников, баянистов, гитаристов, ансамблевых и оркестровых коллективов, подготовка соответствующих кадров оставалась крайне недостаточной. С первых же послеоктябрьских лет остро встал вопрос о необходимости профессионализации музыкального образования. Уже в 1918 году в Петрограде были созданы курсы для инструкторов по народному музыкальному образованию, а в 1921 году утверждены Положения о музыкальных техникумах, в которых большое место отводилось подготовке музыкантов-народников. Вопрос подготовки кадров наиболее интенсивно стал решаться с середины 20-х годов.
В 1925 году при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова был организован инструктивный отдел, готовивший, в частности, руководителей самодеятельных русских народных оркестров. В 1927 году открылась Воскресная рабочая консерватория. В те же годы создается инструкторско-педагогический факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, а затем здесь открывается Воскресная рабочая консерватория. Аналогичные рабочие консерватории возникают и на Украине – в Киеве (1928 г.), Харькове (1929 г.), Одессе 91934 г.). Обучение в них велось на очень высоком профессиональном уровне. Например, студенты инструкторского отдела Ленинградской консерватории овладевали игрой на балалайке и домре, участвовали в русском оркестре, руководимом Ф.А.Ниманом, изучали инструментовку у Н.П.Фомина.
В учебный процесс все больше начинает входить гитара: в 1926 году П.И.Исаковым в Ленинграде организуются курсы гитарного искусства, создается Общество гитаристов и при нем гитарный оркестр (от пикколо до контрабаса). В 1930 году усилиями П.С.Агафошина класс гитары был открыт в Москве, в Музыкальном техникуме имени Красной Пресни, а в 1932 году – на рабфаке Московской консерватории.
С середины 1920-х годов открываются отделения народных инструментов в средних учебных заведениях: в Ленинградском техникуме единого музыкального просвещений (1925 г.), в Третьем Ленинградском музыкальном техникуме, в Музыкально-инструкторском техникуме имени Красной Пресни (1926 г., в 1929 году он был переименован в музыкально-инструкторский техникум имени октябрьской революции), в Нижегородском музыкальном техникуме (1928 г.), в Ростовском музыкальном техникуме имени А.В.Луначарского (1931 г.) и др. С 1934 года работают курсы заочного обучения руководителей русских народных оркестров при Центральном доме самодеятельного искусства им. Н.К.Крупской, преобразованного в 1936 году во Всесоюзный дом народного творчества.
Но особенно важной явилась организация подготовки специалистов высшей квалификации на базах музыкальных вузов, целью которых был выпуск педагогов, исполнителей, оркестрантов, дирижеров профессиональных народных оркестров. Начало этому было положено на Украине.
В 1926 году при капельмейстерско-хоровом факультете Харьковского музыкально-драматического института была организована кафедра народных инструментов. В 1928 году известным украинским музыкантом М.М.Гелисом был открыт класс народных инструментов в Киевском музыкально-драматическом институте. Эти вузы, готовившие главным образом руководителей для любительских коллективов, с общей культурно-просветительской направленностью учебного процесса, все же профессиональными музыкальными учебными заведениями в полном смысле еще не являлись. Тем не менее, вузовская подготовка специалиста-народника началась именно в Харькове. Обучение здесь велось по классу струнных щипковых инструментов: В.А.Комаренко преподавал домру и оркестровый класс, Н.Даньшев – балалайку, И.М.Хоткевич – бандуру. В киевском музыкально-драматическом институте М.М.Гелис преподавал не только домру, балалайку, гитару, но и баян. В 1938 году этот класс был преобразован в кафедру народных инструментов Киевской государственной консерватории – первую в СССР. В 1937 году усилиями видного минского цимбалиста И.И.Жиновича в Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского был открыт класс народных инструментов при кафедре струнно-смычковых инструментов, где обучение велось на цимбалах, баяне, домре и балалайке.
Активизация учебного процесса способствовала появлению талантливых молодых исполнителей и педагогов, получивших профессиональную подготовку во вновь созданных музыкальных учебных заведениях страны. Это – А.Ф.Данилов и В.С.Рожков в Москве, Н.И.Ризоль и И.И.Журомский в Киеве, Г.И.Жихарев в Минске, И.Я.Паницкий в Саратове, А.С.Рожков в Омске и т.д.
Становление профессионального образования дало новые импульсы для развития как сольного, так и коллективного исполнительства. Русские народные оркестры и ансамбли ежегодно пополнялись молодыми музыкантами-профессионалами.
Так, при создании в 1936 году Государственного оркестра русских народных инструментов его штат был увеличен до 80 человек за счет выпускников музыкальных техникумов. Многими дипломированными специалистами пополнился Ленинградский оркестр имени В.В.Андреева, число участников которого возросло до 70 человек. Около 40 оркестрантов стал насчитывать Русский народный оркестр Ленинградского радиокомитета. Расширился состав и оркестра Новосибирского радиовещания.
Выявляются талантливые солисты – учащиеся, студенты и недавние выпускники профессиональных музыкально-учебных заведений. Об их успехах может свидетельствовать, к примеру, Первый всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, который проходил с 29 сентября по 17 октября 1939 года в Москве. Основу концертных программ его участников, ориентировавшихся на нотную традицию, составили произведения музыкальной классики. Преобладали транскрипции образцов скрипичной музыки у струнников или же аранжировки фортепианной музыки у баянистов. Показателем уровня профессионального обучения на народных инструментах к концу 1930-х годов может свидетельствовать тот факт, что 8 музыкантов-народников, обучающихся в консерватории и музыкальном училище города Киева, становятся на этом смотре призерами. Все они обучались у М.М.Гелиса. Это – домристы С.А.Якушкин и Г.Н.Казаков (вторые премии), А.П.Троицкий (третья премия), исполнительница на концертине Е.М.Столова, баянисты Н.И.Ризоль, М.Г.Белецкая (третьи премии), Р.Г.Белецкая (почетная грамота), гитарист К.М.Смага (почетная грамота).
Высокий уровень данного смотра определили балалаечники Н.И.Нечепоренко, Н.П.Осипов, баянист И.Я.Паницкий, обладатель второй премии гитарист А.М.Иванов-Крамской. Именно они, наряду с другими призерами смотра, такими как московские балалаечники Б.С.Феоктистов и М.Г. Филин баянист А.Е.Онегин, минский домрист Н.Т.Лысенко, киевский балалаечник Н.Г.Хаврошин, минские цимбалисты И.И.Жинович и А.А.Остромецкий, составили передовой отряд исполнителей и педагогов в области исполнительства на народных инструментах.
Становление профессионального образования дало нвые импульсы для развития ансамблевого исполнительства. После Первого смотра исполнителей на народных инструментах его призеры Н.И.Ризоль, обучавшийся тогда в Киевской консерватории, совместно со студентом того же вуза И.И.Журомским и сестрами М.Г. и Р.Г.Белецкими, тогда учащимися Киевсокго музыкального училища (все они обучались у М.М.Гелиса) образуют квартет баянистов. Впоследствии этот коллектив вошел в штат Киевской государственной филармонии и стал в течение многих лет одним из самых известных народно-инструментальных ансамблей нашей страны.
Таким образом, период с 1917 по 1941 годы имел огромное значение для развития академического исполнительства на народных инструментах.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)