5. Иван Яковлевич Паницкий
И.Я.Паницкий является талантливым музыкантом исполнителем, активным пропагандистом баяна. Своим высоким исполнительским мастерством И.Я.Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, прекрасные тембровые его качества. Силу эмоционального воздействия на слушателей и яркость передачи на нем музыкальных образов. Творческая деятельность Паницкого во многом способствовала тому. Что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.
И.Я.Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков, представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.
Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в городе Балакове. В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение. Музыкальное дарование у маленького Вани стало проявляться очень рано. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, гудкам паровозов, напеву русских народных песен, танцевальным наигрышам, он стал воспроизводить их на семиклавишной невской гармонике. В четырехлетнем возрасте мальчику была куплена восьмиклавишная гармонь с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические последовательности, такие например, как вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец» и др. Через некоторое время отец, заинтересовавшись музыкальными способностями всего сына. Приобрел для него хроматическую гармонь, имеющую диапазон 4,5 октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Венявского, Полонез Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с грампластинок.
В 1911 году, пятилетним ребенком Ваня впервые выступил в концерте в своем родном Балаково. В школе музыкант исполнял русские народные песни, вальсы, польки, танцы. В том же 1911 году был организован и проведен в местном кинотеатре первый открытый платный концерт Паницкого. Ваня играл на хроматической двухрядной гармони. В качестве аккомпаниатора с ним выступил гармонист Александр Иванович Миронов. Концерт имел большой успех, и вскоре состоялись еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом. Семья испытывала нужду, и поэтому с шестилетнего возраста юный музыкант стал работать по найму: играл в ресторанах и трактирах. По 10 – 12 часов в день мальчик вместе со своим старшим братом играл в душных, прокуренных залах ресторана. Часто приходилось играть в составе трио гармонистов. Третьим был учитель Ивана Яковлевича – слепой гармонист Ф.Е.Хаяров. Помимо ресторанов Ивану Яковлевичу со своим братом приходилось немало играть на платных домашних танцевальных вечерах, которые начинались в 8 – 9 часов вечера и заканчивались в 5 – 6 часов утра. Так проходили детские годы Паницкого.
В 1912 году в Балаково приехали украинские артисты для постановки пьесы «Наталка-Полтавка». Оказавшись без своего аккомпаниатора, они стали искать местного музыканта-гармониста. Никто не решался взять на себя музыкальное сопровождение этой пьесы. Дал согласие только маленький музыкант Ваня Паницкий. Он быстро, с напева артистов, выучил все мелодии и прекрасно сопровождал на своей гармони игру артистов. Участники спектакля были поражены абсолютным музыкальным слухом мальчика, феноменальной памятью и исключительными способностями маленького музыканта.
В 1916 году в Балаково из Саратова приехала пианистка Бобылева, на выступлении которой удалось побывать Ване Паницкому. Впечатлительный мальчик был потрясен игрой талантливой пианистки. Бобылева согласилась обучать мальчика игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Ване приобрели старенькое пианино. В 1918 году Бобылева уехала в Саратов и занятия прекратились. Однако за эти 2 года Ваня прилично овладел игрой на фортепиано, познакомился с произведениями русских и зарубежных авторов, значительно расширил свой кругозор.
В 1921 году семья Паницких в поисках работы переезжает в Саратов. Иван Яковлевич обратился в специальную комиссию с просьбой направить его а работу. На прослушивании единодушным решением комиссии юному музыканту устанавливается первая исполнительская категория. Вся комиссии была очарована исполнением и репертуаром молодого солиста.
В эти годы стали распространятся инструментальные трио в составе скрипки, виолончели и фортепиано. Скрипка увлекла Паницкого своей задушевной певучестью мелодичностью, и вскоре созревает решение непременно научиться играть на ней. Вначале он занимался самостоятельно, а затем под руководством профессора Саратовской консерватории Б.А. Богатырева.
В 1925 году Паницкий поступает в Саратовское музыкальное училище по классу скрипки, выдержав вступительный экзамен с оценкой отлично. Окончить училище ему не пришлось из-за профессионального заболевания правой руки.
В 1926 году в Саратове был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты не только Саратова и области, но и из других областей и городов. Иван Яковлевич исполнил на своей хроматической гармони «Жаворонка» Глинки, «Чардаш» Монти, «Мазурку» Венявского, вариации на русские народные песни «Светит месяц» и «Коробочка». Своей игрой Паницкий покорил всех членов жюри и занял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени. Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился со многими баянистами и решает сам научиться играть на баяне.
В 1929 году в Саратове организовался театр малых форм, куда И.Я.Паницкого пригласили в качестве баяниста. Музыкальным оформителем пьес в этом театре был молодой композитор Яков Солодуха, под руководством которого и начал свою работу Иван Яковлевич. За два года работы в театре он в совершенстве изучил баян и подготовился к сольным выступлениям.
С 1932 по 1944 годы наряду с исполнительской деятельностью в театре, в радиокомитете и в различных концертных бригадах Паницкий работал преподавателем музыкального училища. С этого периода начинается его наиболее яркая творческая музыкальная деятельность. Им созданы оригинальные полифонические обработки для баяна различных музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользуются: «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту, мосточку», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и др. В репертуарном списке Паницкого значится более 100 различных народных песен в его обработке, а также произведения отечественных и западных классиков.
В 1939 году в Москве впервые проводился Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором многонациональная музыкальная культура страны была представлена более чем шестьюдесятью разновидностями инструментов. В этом состязании Паницкому была присуждена первая премия и диплом лауреата первой степени. В 1944 году в Свердловске состоялся Всероссийский конкурс концертных исполнителей – один из сложнейших творческих турниров. Среди участников конкурса были чтецы, вокалисты, представители различных инструментальных специальностей. Паницкий занимает второе место и награждается дипломом.
В 1951 г. в Москве в дни декады мастеров искусства города Саратова И.Я.Паницкий занимал одно из видных мест среди солистов. Он с большим успехом выступал в Московской государственной консерватории, в концертном зале им. Чайковского и во многих дворцах культуры и клубах города Москвы.
11 марта 1951 года в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт двух выдающихся исполнителей на народных инструментах – И.Я.Паницкого и солиста Ленинградской филармонии балалаечника П.И.Нечепоренко.
Высокое исполнительское искусство Паницкого подтверждает и еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром, написанный советским композитором Н.Я. Чайкиным. В последующие годы Паницкий не раз исполнял этот концерт в Саратове и в других городах.
За 35 лет исполнительской деятельности И.Я.Паницкий дал в разных городах и селах СССР более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей. Паницкий первый среди баянистов удостоился звания засл. артиста РСФСР.
В 1986 году в Большом зале консерватории состоялся юбилейный вечер, посвященный 80-летию прославленного музыканта. В заключении праздничного концерта на сцену вышел сам юбиляр.
По инициативе кафедры народных инструментов СГК с января по апрель 1989 года проходил фестиваль народной музыки, посвященный творчеству И.Я.Паницкого. Афиши и концертные программы фестиваля украшали имена таких музыкантов, как В.Бесфамильнов, В. Подгорный, Ан. Сенин, Ю.Сидоров, Ан. Шалаев, В.Голубничий, В.Дукальтетенко.
Буквально до последних дней Паницкий не расставался с баяном. 12 апреля 1990 года Ивана Яковлевича не стало.
И.Я.Паницкий своей неутомимой творческой деятельностью способствовал утверждению баяна в качестве полноправного сольного инструмента академической эстрады.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)