logo search
«История исполнительства на русских наро

5. Иван Яковлевич Паницкий

И.Я.Паницкий является талантливым музыкантом исполнителем, активным пропагандистом баяна. Своим высоким исполнительским мастерством И.Я.Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, прекрасные тембровые его качества. Силу эмоционального воздействия на слушателей и яркость передачи на нем музыкальных образов. Творческая деятельность Паницкого во многом способствовала тому. Что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.

И.Я.Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков, представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.

Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в городе Балакове. В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение. Музыкальное дарование у маленького Вани стало проявляться очень рано. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, гудкам паровозов, напеву русских народных песен, танцевальным наигрышам, он стал воспроизводить их на семиклавишной невской гармонике. В четырехлетнем возрасте мальчику была куплена восьмиклавишная гармонь с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические последовательности, такие например, как вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец» и др. Через некоторое время отец, заинтересовавшись музыкальными способностями всего сына. Приобрел для него хроматическую гармонь, имеющую диапазон 4,5 октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Венявского, Полонез Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с грампластинок.

В 1911 году, пятилетним ребенком Ваня впервые выступил в концерте в своем родном Балаково. В школе музыкант исполнял русские народные песни, вальсы, польки, танцы. В том же 1911 году был организован и проведен в местном кинотеатре первый открытый платный концерт Паницкого. Ваня играл на хроматической двухрядной гармони. В качестве аккомпаниатора с ним выступил гармонист Александр Иванович Миронов. Концерт имел большой успех, и вскоре состоялись еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом. Семья испытывала нужду, и поэтому с шестилетнего возраста юный музыкант стал работать по найму: играл в ресторанах и трактирах. По 10 – 12 часов в день мальчик вместе со своим старшим братом играл в душных, прокуренных залах ресторана. Часто приходилось играть в составе трио гармонистов. Третьим был учитель Ивана Яковлевича – слепой гармонист Ф.Е.Хаяров. Помимо ресторанов Ивану Яковлевичу со своим братом приходилось немало играть на платных домашних танцевальных вечерах, которые начинались в 8 – 9 часов вечера и заканчивались в 5 – 6 часов утра. Так проходили детские годы Паницкого.

В 1912 году в Балаково приехали украинские артисты для постановки пьесы «Наталка-Полтавка». Оказавшись без своего аккомпаниатора, они стали искать местного музыканта-гармониста. Никто не решался взять на себя музыкальное сопровождение этой пьесы. Дал согласие только маленький музыкант Ваня Паницкий. Он быстро, с напева артистов, выучил все мелодии и прекрасно сопровождал на своей гармони игру артистов. Участники спектакля были поражены абсолютным музыкальным слухом мальчика, феноменальной памятью и исключительными способностями маленького музыканта.

В 1916 году в Балаково из Саратова приехала пианистка Бобылева, на выступлении которой удалось побывать Ване Паницкому. Впечатлительный мальчик был потрясен игрой талантливой пианистки. Бобылева согласилась обучать мальчика игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Ване приобрели старенькое пианино. В 1918 году Бобылева уехала в Саратов и занятия прекратились. Однако за эти 2 года Ваня прилично овладел игрой на фортепиано, познакомился с произведениями русских и зарубежных авторов, значительно расширил свой кругозор.

В 1921 году семья Паницких в поисках работы переезжает в Саратов. Иван Яковлевич обратился в специальную комиссию с просьбой направить его а работу. На прослушивании единодушным решением комиссии юному музыканту устанавливается первая исполнительская категория. Вся комиссии была очарована исполнением и репертуаром молодого солиста.

В эти годы стали распространятся инструментальные трио в составе скрипки, виолончели и фортепиано. Скрипка увлекла Паницкого своей задушевной певучестью мелодичностью, и вскоре созревает решение непременно научиться играть на ней. Вначале он занимался самостоятельно, а затем под руководством профессора Саратовской консерватории Б.А. Богатырева.

В 1925 году Паницкий поступает в Саратовское музыкальное училище по классу скрипки, выдержав вступительный экзамен с оценкой отлично. Окончить училище ему не пришлось из-за профессионального заболевания правой руки.

В 1926 году в Саратове был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты не только Саратова и области, но и из других областей и городов. Иван Яковлевич исполнил на своей хроматической гармони «Жаворонка» Глинки, «Чардаш» Монти, «Мазурку» Венявского, вариации на русские народные песни «Светит месяц» и «Коробочка». Своей игрой Паницкий покорил всех членов жюри и занял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени. Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился со многими баянистами и решает сам научиться играть на баяне.

В 1929 году в Саратове организовался театр малых форм, куда И.Я.Паницкого пригласили в качестве баяниста. Музыкальным оформителем пьес в этом театре был молодой композитор Яков Солодуха, под руководством которого и начал свою работу Иван Яковлевич. За два года работы в театре он в совершенстве изучил баян и подготовился к сольным выступлениям.

С 1932 по 1944 годы наряду с исполнительской деятельностью в театре, в радиокомитете и в различных концертных бригадах Паницкий работал преподавателем музыкального училища. С этого периода начинается его наиболее яркая творческая музыкальная деятельность. Им созданы оригинальные полифонические обработки для баяна различных музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользуются: «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту, мосточку», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и др. В репертуарном списке Паницкого значится более 100 различных народных песен в его обработке, а также произведения отечественных и западных классиков.

В 1939 году в Москве впервые проводился Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором многонациональная музыкальная культура страны была представлена более чем шестьюдесятью разновидностями инструментов. В этом состязании Паницкому была присуждена первая премия и диплом лауреата первой степени. В 1944 году в Свердловске состоялся Всероссийский конкурс концертных исполнителей – один из сложнейших творческих турниров. Среди участников конкурса были чтецы, вокалисты, представители различных инструментальных специальностей. Паницкий занимает второе место и награждается дипломом.

В 1951 г. в Москве в дни декады мастеров искусства города Саратова И.Я.Паницкий занимал одно из видных мест среди солистов. Он с большим успехом выступал в Московской государственной консерватории, в концертном зале им. Чайковского и во многих дворцах культуры и клубах города Москвы.

11 марта 1951 года в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт двух выдающихся исполнителей на народных инструментах – И.Я.Паницкого и солиста Ленинградской филармонии балалаечника П.И.Нечепоренко.

Высокое исполнительское искусство Паницкого подтверждает и еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром, написанный советским композитором Н.Я. Чайкиным. В последующие годы Паницкий не раз исполнял этот концерт в Саратове и в других городах.

За 35 лет исполнительской деятельности И.Я.Паницкий дал в разных городах и селах СССР более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей. Паницкий первый среди баянистов удостоился звания засл. артиста РСФСР.

В 1986 году в Большом зале консерватории состоялся юбилейный вечер, посвященный 80-летию прославленного музыканта. В заключении праздничного концерта на сцену вышел сам юбиляр.

По инициативе кафедры народных инструментов СГК с января по апрель 1989 года проходил фестиваль народной музыки, посвященный творчеству И.Я.Паницкого. Афиши и концертные программы фестиваля украшали имена таких музыкантов, как В.Бесфамильнов, В. Подгорный, Ан. Сенин, Ю.Сидоров, Ан. Шалаев, В.Голубничий, В.Дукальтетенко.

Буквально до последних дней Паницкий не расставался с баяном. 12 апреля 1990 года Ивана Яковлевича не стало.

И.Я.Паницкий своей неутомимой творческой деятельностью способствовал утверждению баяна в качестве полноправного сольного инструмента академической эстрады.